Защита должна быть выстроена комплексно

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ КРУПНЫХ СОБЫТИЙ, ТАКИХ КАК ЧЕМПИОНА МИРА ПО ФУТБОЛУ, РАССКАЗЫВАЕТ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУППЫ "АСТЕРОС" АНДРЕЙ ПРОЗОРОВ.

АТО: Россия готовится к ЧМ-2018. Насколько, на ваш взгляд, аэропорты готовы к этому событию с точки зрения обеспечения авиационной безопасности? Насколько вообще аэропорты готовы к большим событиям?
А. П.:
Предстоящий чемпионат мира по футболу в 2018 г. станет вторым по значимости спортивным событием такого масштаба для нашей страны, и опыт Олимпийских игр позволит нам серьезно подготовиться к этому мероприятию. В частности, уже сейчас с уверенностью могу сказать, что российские международные аэропорты, а именно московский авиационный узел, Санкт-Петербург, Екатеринбург и, конечно, Сочи готовы к любым крупным мероприятиям.
Также можно отметить Казанский международный аэропорт, модернизации которого способствовала проведенная летняя универсиада в 2013 г. Это означает, что перечисленные аэропорты в полной мере соответствуют требованиям международных норм в области авиационной безопасности. 
АТО: А как обстоят дела в других аэропортах, принимающих чемпионат мира — 2018?
А. П.:
На остальных объектах, которые так или иначе связаны с будущим чемпионатом, полным ходом идет модернизация: аэропорты, которым предстоит принять участников и гостей ЧМ-2018, перестраиваются, идет глобальное технологическое переоснащение, создается современная инженерная инфраструктура, увеличивается пропускная способность транспортных узлов. И конечно, на фоне всеобщей технологической гонки внедряются самые современные средства комплексной безопасности. Среди таких объектов — аэропорты в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Калининграде, Волгограде. В Саранске будет построен даже отдельный временный терминал для гостей, с системами безопасности на самом высоком уровне. 
АТО: Каковы особенности обеспечения авиационной безопасности аэропорта?
А. П.:
Наиболее эффективный подход к безопасности в любой сфере — комплексный, причем реализовывать его всегда нужно на самых ранних стадиях. И если мы говорим об аэропорте, то защита должна быть выстроена от подъезда к объекту, включая сам аэровокзальный комплекс и прилежащие территории (гостиницы, магазины, парковки и прочее). А в случае с событиями масштаба чемпионата мира по футболу системы безопасности должны охватывать не только транспортные узлы, но и городскую инфраструктуру, а также, возможно, близлежащие объекты, которые могут быть интересны для посещения болельщиками в перерывах между просмотрами матчей. Подобный проект, например, был реализован нами в Сочи ("Безопасный город"), и этот опыт оказался успешным. Именно поэтому мы сейчас активно работаем с администрациями городов, где будут проходить футбольные матчи. 
АТО: Из каких основных составляющих складывается комплексная система безопасности аэропорта? 
А. П.:
Безусловно, речь идет о системах видеонаблюдения, контроля доступа, часофикации, кабельного телевидения, досмотровом оборудовании и многих других компонентах. Нужно понимать, что все они базируются на различных интеграционных платформах либо на собственных разработках систем сбора и обработки информации. Чтобы все эти инструменты были увязаны, создаются единые центры управления и мониторинга аэропорта, куда поступают все данные о текущей ситуации на объекте. Такой центр является технологическим сердцем комплексной системы безопасности современного аэропорта. 
АТО: Каковы современные тенденции в развитии информационных технологий в отрасли авиаперевозок? Есть ли какие-то инновационные решения, которые недавно появились на рынке?
А. П.:
Из последних и по-настоящему инновационных я бы выделил новинку от израильской компании Nice — систему Suspect Search, которая пока не имеет аналогов на рынке. Это аналитический инструмент —  я бы назвал его интеллектуальной системой поиска, — который позволяет за очень короткое время найти нужного человека. Например, в аэропорту потерялся ребенок. Родители могут подойти к стойке информации, где на основе данных о внешности ребенка строится соответствующий "аватар" потерявшегося, где отражены его внешние признаки, в том числе цвет волос, рост, вид одежды и прочее. Модель человека вводится в систему, которая связана с сервером видеонаблюдения аэропорта. После этого она показывает возможные варианты нахождения объекта, а родители опознают потерявшегося в толпе ребенка и даже видят его маршрут. На все действия уходит несколько минут и даже меньше. Эта же технология позволяет отлавливать в самые кратчайшие сроки злоумышленников. 
АТО: Какие IТ-решения "Астерос" предлагает своим клиентам сегодня помимо систем безопасности?
А. П.:
Мы не только развиваем собственную линейку продуктов для аэропортов, но  и создаем уникальные решения на базе программных продуктов уже зарекомендовавших себя производителей. Если говорить об IТ-технологиях и автоматизации различных бизнес-процессов в аэропорту, то нашим флагманским продуктом в этом направлении можно назвать собственную разработку — программную платформу "Астерос Контакт. Авиа".
Она объединяет интерфейсы всех регистрационных систем аэропорта и заменяет их собственным универсальным рабочим интерфейсом, который позволяет регистрировать пассажиров и их багаж на все рейсы на любой стойке, реализуя принцип единого окна — common check-in. Таким образом, "Астерос Контакт. Авиа" позволяет регистрировать пассажиров на любой стойке, на любой рейс, тем самым сокращая очереди в аэропортах.
Отмечу, что на сегодняшний день наша система поддерживает четыре DCS-системы, включая SDCS, Sabre, Amadeus Altea и турецкую Troya. Именно этими системами пользуется большинство международных авиакомпаний. Более того, мы без проблем адаптируем свою разработку к любой другой DCS-системе при наличии такой потребности со стороны аэропортов.
АТО: Планируется ли выход новых продуктов в следующем году?
А. П.:
Да, мы сейчас активно работаем над этим и расширяем поле нашей деятельности. И забегая вперед, скажу, что в следующем году мы анонсируем одно из решений уже непосредственно для безопасности полетов. Сейчас оно проходит тестовую эксплуатацию, но скоро будет готово к режиму эксплуатации реальной. 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№200, июнь 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.