«Позиции нашей отрасли значительно отступили на мировом рынке»

Расшифровка аудиозаписи выступления г-на Окулова В. М. на форуме «Крылья России», 7–8 октября, гостиница «Ренессанс»
Валерий Окулов
Валерий Окулов

Добрый день уважаемые коллеги! На вопрос Алексея Комарова (о наличии расширенных статистических данных, характеризующих экономическую эффективность деятельности авиакомпаний) не питайте иллюзий, никаких сокровенных данных в недрах аппаратов министерства и Росавиации не существует. При том, что требуется не так уж и много организационных усилий, для того чтобы не весь этот перечень данных, о которых говорится, а хотя бы ключевые статистические данные иметь в постоянном режиме. Еще более неопределенная и непонятная ситуация с вопросами предоставления государственной гарантии ряду авиакомпаний, поскольку финансовое, экономическое состояние этих компаний также является совершенно непрозрачным. И решение о предоставлении или не предоставлении этих гарантий в силу отсутствия базовой информации зачастую носит волюнтаристический или субъективный характер.
Итак, что произошло, какая ситуация сложилась спустя год в нашей отрасли? Поскольку наша отрасль глобальна, то позиции авиаперевозок, авиаперевозчиков на фоне мировой отрасли ухудшились, улучшились или сохранились? Здесь статистика есть, она довольна простая и демонстрирует, что позиции нашей отрасли значительно отступили на мировом рынке по сравнению с тем, что было год или два года назад, поскольку снижение спроса и, стало быть, объема перевозок в России более глубокое, нежели в Европе, Америке и других странах, переживающих мировой кризис, — у нас падение самое большое. При этом скорость реакции на эти кризисные явления более медленная. Уже было понятно, в общем-то, еще прошлой осенью, что на рынок выставляется гораздо больше востребованного количества самолетов, емкостей, но тем не менее этот избыточный парк, избыточные емкости давили на экономику авиакомпаний в течение всего года. Да, компании принимали меры по выводу из эксплуатации самолетов Ту-134, Ту-154 и ряда других типов, менее эффективных, но скорость реакции была неадекватна ситуации на рынке.
Что касается законодательного обеспечения нашей деятельности, то я рассматривал бы здесь три блока: системные меры и системные нормативные акты, антикризисные меры и акты, вызовы, то есть те явления, которые вызревают или давно вызрели, в отношении которых надо принимать решения.
Прежде всего это обеспечение безопасности полетов. Довольно понятно, что нужно делать, когда речь идет в первую очередь о создании государственной системы контроля для обеспечения безопасности полетов и управления этой системой, то, что и предписано РФ как члену ICAO. Безусловно, одной из составляющих этой системы является воздушное законодательство. Так, внесен ряд изменений в Воздушный кодекс РФ — в частности, для создания благоприятных условий развития авиации общего назначения, экономических рычагов обеспечения стабильности деятельности коммерческой гражданской авиации и совершенствования аэронавигационного обслуживания. Изданы новые правила подготовки выполнения полетов, перевозки опасных грузов, правила, устанавливающие требования к авиационному персоналу. Реализуются современные стандарты ICAO. Новые стандарты ICAO требуют принятия мер по внедрению на уровне государства системы управления безопасностью полетов, создания систем управления безопасностью полетов эксплуатанта, аэропортов, поставщиков услуг, их интегрирования в государственною систему. Такие меры предусмотрены Государственной программой обеспечения безопасности полетов, утвержденной Правительством РФ.
Реализация программы позволит:

  1. определить принципы управления безопасностью полетов в государстве;
  2. на основе анализа безопасности полетов установить современные требования для эксплуатации воздушных судов и аэропортов, средств обслуживания воздушного движения, а также для подготовки авиационного персонала;
  3. обеспечить системный подход к выявлению источников опасности и контролю факторов риска;
  4. определить рациональное распределение обязанностей между государством, эксплуатантами, поставщиками услуг, поставщиками воздушных судов, оборудования;
  5. осуществлять постоянное государственное регулирование и инспектирование деятельности эксплуатантов, исключая чрезмерные помехи для эффективной деятельности.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.