Кибербезопасность авиации: в ГосНИИАС прошли очередные заседания Рабочей группы «Авиарегистра России» по вопросам кибербезопасности
В условиях глобальной цифровизации и технологического развития авиационной отрасли вопросы кибербезопасности становятся важнейшими в обеспечении национальной безопасности страны. Авиастроение является высокотехнологичной сферой и риск подверженности угрозам, исходящим от кибератак постоянно растет.
Поэтому особенно актуальным вопросом для специалистов ГосНИИАС (ФАУ "ГосНИИАС", входит в состав НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского") становится защита бортовых систем и сетей, непосредственно связанных с летной годностью воздушных судов. Институт является головной научной организацией авиационной промышленности по исследованиям и разработкам в области систем бортового оборудования летательных аппаратов. Повышение кибербезопасности авиационной техники, в том числе защищенности процессов информационного обмена и самолетных систем в определенных условиях – одно из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности ГосНИИАС.
Ученые института регулярно работают над изучением источников киберугроз и возможных путей их осуществления для минимизации возможных последствий. В этих исследованиях сотрудникам ГосНИИАС помогают ведущие специалисты "Лаборатории Касперского" и "Positive Technologies". Однако внедрение методов и практик защиты от кибератак является сложным многоэтапным процессом, требующим активной вовлеченности всех участников авиационной отрасли.
Актуальными вопросами по созданию регламентирующей базы, предназначенной для разработки и сертификации киберзащищенных воздушных судов гражданской авиации и их систем, занимается сформированная на базе ГосНИИАС, первая в России, Рабочая группа "Авиарегистра России"* (далее – РГ).
Современный самолет содержит множество авиационных систем, разрабатываемых различными производителями. А защита от киберугроз, снижение их уязвимости и обеспечение способности систем к восстановлению функций могут быть достигнуты исключительно за счет применения согласованного единого подхода, требующего вовлечения всех участников, задействованных в проектировании и создании воздушного судна. Поэтому помимо основной деятельности по разработке нормативно-правовой документации участники РГ в своей работе регулярно изучают и обсуждают события, связанные с кибербезопасностью в авиационной отрасли. При этом значительное внимание уделяется новым мировым практикам и документам, которые могут затронуть процессы киберзащиты воздушного судна. Именно поэтому заседания РГ проходят в ГосНИИАС на постоянной основе с привлечением ведущих экспертов в области авиационной безопасности.
Так, по итогам работы участников РГ в 1 квартале 2023 года достигнуты следующие результаты:
- для проработки методов и рекомендаций по демонстрации соответствия требованиям безопасности летной годности завершен синхронный перевод и согласование перечня терминов международного стандарта RTCA DO-356A;
- для дальнейшей работы по описанию угроз информационной безопасности воздушного судна ведется завершающий этап работы по синхронному переводу и согласованию перечня терминов международного стандарта RTCA DO-326A, регламентирующего руководящие принципы процесса обеспечения информационной безопасности.
Также было уделено внимание согласованности переведенного перечня терминов с имеющейся нормативной базой в Российской Федерации, включающей в себя стандарты КТ-178С, КТ-254, Р-4754А, ФАП 21 и НЛГ 25.
Полученные в 1 квартале результаты будут использованы при разработке российских проектов стандартов, регламентирующих процесс обеспечения информационной безопасности воздушных судов. Старт работ по созданию документов запланирован на второй квартал 2023 года.
* Председателем Рабочей группы является начальник отделения сертификации программного обеспечения ФАУ "Авиарегистра России" Д.И. Катков. Заместителем председателя Рабочей группы - начальник сектора ФАУ "ГосНИИАС" Д.Г. Булатов. В состав Рабочей группы входят представители предприятий авиационной отрасли и сферы безопасности: ПАО "Корпорация "ИРКУТ", ПАО "Корпорация "ИРКУТ" филиал "Региональные самолеты", Филиал ПАО "Корпорация "ИРКУТ" "Центр комплексирования", АО "НЦВ Миль и Камов", ПАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", АО "УЗГА", АО "РПКБ", ООО "ВАИС-Техника", ООО "ДС БАРС", ООО "ЛАБС", ФАУ "Авиарегистр России", "АО "Позитив Текнолоджиз"", АО "Лаборатория Касперского" и ФАУ "ГосНИИАС".
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators