ОКБ "Климов": время первых

26 июня 1946 года был подписан приказ Министерства авиационной промышленности СССР о создании ОКБ № 117, которое возглавил В.Я. Климов. Первой задачей стала разработка реактивного двигателя для истребителей, с которой коллектив ОКБ блестяще справился: к 1949 году был создан и запущен в серийное производство турбореактивный двигатель ВК-1. Новейшие разработки "ОДК-Климов", наследника прославленного конструкторского бюро, традиционно находятся в центре внимания специалистов и посетителей салона. А без самолётов и вертолётов с климовскими двигателями невозможно представить себе лётную программу МАКС.

Послевоенные годы, отмеченные бурным развитием авиационной техники, способствовали плодотворной и увлечённой работе вновь созданного конструкторского бюро под руководством Владимира Климова. Практически ко всем изделиям ОКБ того времени можно применить слово "первый". В 1956 году создаётся первый советский двухконтурный турбореактивный двигатель ВК-3, затем разрабатывается первый советский двигатель с охлаждаемыми лопатками турбины ВК-13, предназначенный для истребителей, а также реактивный двигатель ВК-15 для крылатой ракеты.

Первенцем в семействе турбовальных двигателей "Климова" стал малоразмерный двигатель ГТД-350, спроектированный для вертолёта Ми-2. Создание ГТД-350 открыло для ОКБ эру вертолётного двигателестроения. Впоследствии был спроектирован ТВ2-117 для вертолёта Ми-8, ставший одним из самых массовых двигателей в истории вертолётостроения: за годы производства было выпущено около 23 тыс. двигателей разных модификаций. В середине 1960-х конструкторы ОКБ "Климов" приступили к проектированию ТВ3-117 для вертолётов третьего поколения – амфибий Ми-14 и "летающего танка" Ми-24. Двигатели ТВ3-117 нашли применение и для семейства вертолётов марки "Камов".

На рубеже 1960-1970-х началась разработка турбореактивного двигателя для истребителя МиГ-29: созданный двигатель РД-33 на несколько десятилетий становится визитной карточкой советского двигателестроения.

В сложные для авиационной промышленности 1990-е при практическом отсутствии государственного заказа КБ продолжало развивать турбореактивное двигателестроение. Разработан турбовинтовой двигатель четвёртого поколения ТВ7-117С для Ил-114, модернизирован самый массовый вертолётный двигатель ТВ3-117. Начало нового века для ОКБ "Климов" было отмечено разработкой самого массового турбовального двигателя ВК-2500. В 2000-е был совершён рывок и в развитии реактивного направления: на базе двигателя РД-33 была разработана модификация РД-33МК для новейших истребителей МиГ-29К/КУБ корабельного базирования и МиГ-35.

Сегодня компания "ОДК-Климов" с более чем столетней историей является гордостью отечественной авиационной промышленности. Она включает конструкторское бюро мирового уровня, высокотехнологичное производство, современный исследовательско-экспериментальный комплекс и сервисное подразделение, осуществляющее поддержку продуктов по всему миру.

Двигатели разработки ОКБ "Климов" и "ОДК-Климов" традиционно находятся в центре внимания специалистов и посетителей авиасалона МАКС, представляя как серийные продукты, так и перспективные разработки в области авиационного двигателестроения. Из наиболее ярких событий – премьера на МАКС-2005 опытного образца двигателя пятого поколения для лёгких самолётов и вертолётов ВК-800, демонстрация вертолётных двигателей 4-го поколения ВК-3000В и ВК-2500. Посетители МАКС-2011 впервые смогли увидеть вертолёт Ми-38 с двигателем ТВ7-117В, наблюдать демонстрационные полёты сверхманёвренного МиГ-29, оснащённого двигателем РД-33 с отклоняемым вектором тяги. На МАКС-2013 вертолёт Ми-38 с климовским двигателем уже участвовал в лётной программе салона. МАКС-2015 запомнился торжественной церемонией вручения сертификата типа на вертолётный двигатель ТВ7-117В. На МАКС-2017 был представлен двигатель РД-33МК, а также двигатель ТВ7-117СТ в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. МАКС-2019 запомнился специалистам представленным семейством вертолётных двигателей ВК-2500ПС с улучшенными эксплуатационными характеристиками и современной цифровой электронной системой управления.

На предстоящем МАКС-2021 посетители вновь смогут увидеть самолёты и вертолёты с двигателями "ОДК-Климов" как на статической стоянке, так и в лётной программе авиасалона. Ну а сами экспонаты климовских двигателей, включая перспективные ВК-650В и ВК-1600В, станут центрами притяжения в павильоне ОДК на МАКС, демонстрируя лидирующие позиции "ОДК-Климов" в новейших технологиях авиационного двигателестроения.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

 сверхновая реальность

АТО-телеграф

2022 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.