Высокие показатели в феврале, тем не менее, положение в отрасли нельзя назвать устойчивым

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) опубликовала данные по объемам перевозок за февраль 2012 года, которые свидетельствуют об увеличении спроса на пассажирские и грузовые перевозки, соответственно на 8,6% и на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Ряд факторов повлиял на качество сравнения с данными прошлого года, в результате чего показатели работы отрасли в феврале 2012 года выглядят более успешными, чем это есть на самом деле. Среди этих факторов: снижение объема перевозок во время "арабской весны" в прошлом году и карнавал в Бразилии, который в этом году начался в феврале, на месяц раньше, чем в 2011. Спрос на грузоперевозки также существенно отличается от показателя прошлого года из-за китайского Нового Года, который праздновался в январе, что сдвинуло сроки доставки грузов  на февраль. При сравнении с показателями января 2012 года, общая картина становится более умеренной: спрос на пассажирские перевозки вырос на 0,4%, а  на грузовые сократился на 1,2%.

Общий объем мировых провозных емкостей по пассажирским перевозкам вырос на 7,4% по сравнению с уровнем предыдущего года, отставая от показателя спроса, который увеличился на 8,6%. Это положительно сказалось на коэффициенте загрузки, который составил 75,3%, – что лучше, чем показатель 74,4%, зафиксированный в феврале 2011 года.

Спрос на грузовые перевозки остается относительно стабильным. Эта тенденция начала развиваться в сентябре 2011 года, и она отражает позитивные настроения в бизнесе.

Тони Тайлер (Tony Tyler), Генеральный директор ИАТА: "Положение в отрасли нельзя назвать устойчивым. Индикатор уверенности бизнеса замедлил свой рост в феврале. Это будет сдерживать потенциал роста спроса на перелеты бизнес-классом, а также означает, что не следует ждать увеличения спроса на грузоперевозки. В то же время, авиакомпании, пытаясь компенсировать рост цен на топливо, могут столкнуться со снижением объема перевозок на рынках, чувствительных к ценообразованию. Слабая экономика и рост цен на топливо – двойной удар, который едва ли может позволить себе отрасль, рассчитывающая получить всего 0,5% прибыли в этом году".

Февраль 2012 по сравнению

с февралем 2011

Рост пассажирооборота

Рост провозных емкостей

Коэффициент пассажирской загрузки

Рост грузооборота

Рост грузовых емкостей

Международные перевозки

9.3%

7.3%

74.4

5.1%

7.7%

Внутренние перевозки

7.6%

7.5%

76.7

5.7%

4.1%

Общий объем перевозок

8.6%

7.4%

75.3

5.2%

6.9%

С начала 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года

Рост пассажирооборота

Рост провозных емкостей

Коэффициент пассажирской загрузки

Рост грузооборота

Рост грузовых емкостей

Международные перевозки

7.3%

5.6%

75.6

-1.6%

3.1%

Внутренние перевозки

7.0%

5.8%

76.7

-0.4%

2.2%

Общий объем перевозок

7.2%

5.7%

76.0

-1.5%

2.9%

Международные пассажирские перевозки

По сравнению с показателями февраля 2011 года объем международных перевозок вырос на 9,3%. Провозные емкости увеличились на 7,3%, а коэффициент загрузки составил 74,4%. Следует отметить, что во всех регионах, за исключением Азиатско-Тихоокеанского, спрос опередил показатель провозных емкостей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

  • Азиатско-Тихоокеанские перевозчики зафиксировали увеличение спроса и провозных емкостей на 5,9% и 6,2% соответственно. Коэффициент загрузки составил 75,4%. После незначительного скачка спроса на международные перевозки в период китайского Нового года в январе на 6,4%, объем перевозок сократился.
  • Европейские перевозчики зафиксировали увеличение спроса на 7,6%, что намного больше роста показателя провозных емкостей, который составил 5,0%. Данный рост стал возможен, несмотря на продолжающийся кризис суверенного долга и низкий индекс потребительского доверия. Коэффициент загрузки составил 74,4%, что значительно выше 72,6% в феврале 2011 года.
  • Североамериканские перевозчики показали самый незначительный прирост спроса, на 4,9%, который все же обогнал 4,3-процентное (по сравнению с прошлым годом) увеличение провозных емкостей. Средний коэффициент загрузки оказался самым низким среди других крупных регионов и составил 72,1%. И хотя эти показатели ниже, чем у других регионов, они значительно лучше тех, что были зафиксированы в январе, когда спрос на международные перевозки сократился на 0,3%. Это улучшение отражает рост потребительского доверия и оживление экономической конъюнктуры.
  • У перевозчиков Ближнего Востока рост показателей по международным перевозкам составил 23,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда на спрос значительное влияние оказала "арабская весна". Рост провозных емкостей остался на уровне 16,1%. В феврале 2012 года средний коэффициент загрузки по региону значительно вырос и составил 76,9% против 72,4% в прошлом году. Если не принимать во внимание влияние некоторых факторов на показатели региона (например, "арабскую весну"), можно говорить о его полном восстановлении. 
  • Африканские перевозчики также зафиксировали положительные изменения показателей в феврале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, когда "арабская весна" повлияла на снижение спроса на перевозки. Спрос в феврале 2012 года вырос на 24,7%, а провозные емкости – на 20,2%. Первые последствия "арабской весны" почувствовались в североафриканских регионах, в первую очередь – в Египте и в Тунисе. Коэффициент загрузки в регионе составил 62,7%. Несмотря на то, что это самый низкий показатель среди всех регионов, он оказался значительно лучше, чем показатель, зафиксированный в феврале 2011 года, составивший 60,5%). По нашей оценке, африканские перевозчики полностью восстановились после потерь в объемах перевозок в результате "арабской весны".
  • Латиноамериканские авиакомпании продемонстрировали увеличении спроса на 13,3% против 10,8% роста показателя провозных емкостей. Коэффициент загрузки составил 78,3% и стал самым высоким среди остальных регионов, и даже выше, чем коэффициент, зафиксированный в феврале 2011 (76,6%). Авиаперевозчики этого региона больше всего выиграли от скачка спроса на перевозки в Бразилию, связанного с Карнавалом.

Внутренние пассажирские перевозки

Общий спрос на внутренние перевозки увеличился на 7,6%, что лишь немногим выше, чем показатель роста провозных емкостей, который составил 7,5%. Средний коэффициент загрузки равен 76,7%, что выше, чем показатель 74,4%, зафиксированный на международных перевозках.

  • Самый быстрый рост, по сравнению с февралем прошлого года был зафиксирован в Бразилии. Увеличение провозных емкостей на 20,9% опередило спрос, который вырос на 17,9%. Коэффициент загрузки остался на уровне 66,5% и стал самым слабым показателем после Японии.
  • Второй по величине рост показателей среди основных внутренних рынков был зафиксирован в Индии и составил 12,3%. Данный показатель оказался ниже 16,3-процентного увеличения провозных емкостей по сравнению с уровнем предыдущего года. Тем не менее, процент занятости кресел у индийских перевозчиков составил 75,4%. Серьезное увеличение объема перевозок маскирует финансовую нестабильность, обусловленную высокими эксплуатационными расходами и налогообложением.
  • Внутренний рынок Китая увеличился на 10,1% по сравнению с предыдущим годом. Это намного ниже 17,3% роста показателя в январе 2012 года, зафиксированного благодаря увеличенному спросу на перевозки в период празднования китайского Нового года. Коэффициент загрузки составил 79,3%, став самым высоким показателем среди результатов по внутренним перевозкам в других регионах.
  • Показатели по внутренним перевозкам в США значительно улучшились в феврале 2012 года, с ростом спроса на 5,2%. Показатель провозных емкостей, остававшийся в течение нескольких месяцев на одном уровне, в феврале 2012 года вырос на 4,4% вместе с повышением спроса. Коэффициент загрузки увеличился до 78,8%.
  • Объемы внутренних перевозок в Японии по-прежнему страдают от последствий прошлогодних землетрясений и цунами, а также от сокращения провозных емкостей, связанного с реструктуризацией отрасли. Спрос уменьшился на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как провозные емкости уменьшились на 6,0%. Коэффициент загрузки оказался самым низким по сравнению с другими крупнейшими рынками внутренних перевозок и составил 61,4%.

Грузовые авиаперевозки (внутренние и международные)

  • Объемы грузовых авиаперевозок увеличились на 5,2% в феврале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во многом это произошло за счет переноса сроков доставки грузов с января на февраль в связи с китайским Новым Годом. Слабый спрос на грузовые перевозки в прошлом году был обусловлен влиянием на индустрию "арабской весны". Объем перевозок уменьшился на 1,2% по сравнению с январем текущего года.
  • Лидерами по темпам роста грузовых перевозок стали авиакомпании ближневосточного региона с 18,2% увеличением спроса и такой же динамикой роста провозных емкостей. Однако наибольший вклад в увеличение общего объема грузовых авиаперевозок внес азиатско-тихоокеанский регион, который показал увеличение на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
  • У европейских и североамериканских перевозчиков объем грузовых перевозок уменьшился на 1,4% и 0,3%, соответственно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самое существенное сокращение объема, на 3,6%, по сравнению с показателями предыдущего года произошло у латиноамериканских перевозчиков.
  • У африканских перевозчиков спрос на грузовые перевозки увеличился на 3,2% по сравнению с уровнем прошлого года, но удельный вес этого региона в общем объеме крайне незначителен.

Итоги

"Мы завершаем первый квартал со значительной долей неопределенности. Хотя угроза Европейского финансового кризиса кажется уже менее вероятной по сравнению с положением дел несколько месяцев назад, возрастают политические риски, с которыми сталкивается авиация. Резкое увеличение цен на топливо уже серьезно ударило по отрасли. Великобритания повышает и без того обременительный авиационный пассажирский сбор. Европа еще больше усугубляет ситуацию, включая международную авиацию в схему торговли квотами на выбросы, экстерриториальные аспекты которой способны привести к торговой войне, которую никто не может себе позволить. Конечно, условия зависят от конкретной страны, но, в целом, мы наблюдаем общемировую тенденцию принятия непродуманных политических инициатив, включая чрезмерное регулирование, обложение слишком налогами или какие-либо другие  ограничения, накладываемые на авиационную отрасль. Все это мешает воздушному транспорту стать тем катализатором экономического роста, каким он мог бы быть", – говорит г-н Тайлер.

Согласно последнему исследованию, проведенному Oxford Economics, авиационная отрасль обеспечивает 56,6 миллионов рабочих мест и стимулирует экономическую деятельность в размере 2,2 триллиона долларов. Учитывая тот факт, что в стоимостном выражении 35% товаров международной торговли перевозятся по воздуху, транспортировка воздушным транспортом становится одним из ключевых инструментов развития бизнеса в глобальном масштабе.

"Авиация превратила мир в "глобальную деревню". Нам это удалось, даже при уровне получаемой прибыли менее 1% и условиях политики, применяемой в отношении авиации, которой больше подходит название – политика "налогов  и ограничений". Авиационная отрасль могла бы добиться гораздо больших успехов при политике благоприятной для конкуренции, что поддерживало бы устойчивое развитие отрасли", – сказал г-н Тайлер.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.