Театр абсурда

Уже который год август преподносит авиаторам страны неприятные сюрпризы. К сожалению, не стал исключением и год нынешний — правда, природа этих неприятностей носит весьма необычный характер.
22 августа Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ) приостановила эксплуатацию всех четырнадцати самолетов Ил-96-300 (две машины используются в ГТК "Россия", шесть — в "Аэрофлоте", три — в "Домодедовских авиалиниях", две — в "КрасЭйр" и одна грузовая — в "Атлант-Союзе").
Текст этого распоряжения, опубликованный на веб-сайте ФСНСТ, в частности, гласит:
В августе 2005 г. на самолетах Ил-96-300 произошли инциденты, влияющие на обеспечение безопасности полетов. Данные инциденты были вызваны отказом системы торможения колес. Аналогичные инциденты происходили и ранее.
При расследовании установлено, что причиной инцидентов является изготовление агрегатов УГ-151-7, применяемых в системе торможения колес самолетов Ил-96-300, с нарушением требований чертежа. Выявлен случай фальсификации сведений об изготовлении агрегата.
В соответствии со статьей 37 Воздушного кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 398, и в связи с отсутствием со стороны организаций промышленности разработки и внедрения мероприятий по предотвращению инцидентов из-за отказов агрегатов системы торможения колес и гидросистем предлагается приостановить эксплуатацию самолетов Ил-96-300 в гражданской авиации Российской Федерации с 22 августа 2005 года до устранения указанных нарушений.
Эксплуатанты Ил-96 не раз обращались к ФСНСТ и Межгосударственному авиационному комитету с требованием воздействовать каким-то образом на промышленность для устранения типовых дефектов. В письме ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии", датированном концом июля, действительно звучит предложение принять меры "...вплоть до приостановки сертификата типа". Причиной этого жеста отчаяния стало полное игнорирование промышленностью многолетних попыток перевозчика добиться устранения конструктивных и производственных недостатков на этом типе воздушного судна, которые хотя и не всегда влияли на безопасность полетов, но приводили к серьезным убыткам из-за простоя самолетов.
Однако решительные меры были предприняты лишь после отказа самолета RA-96016 с президентом страны на борту в Финляндии, из-за которого Владимир Путин вынужден был воспользоваться резервным Ил-62.
Итак, сертификат приостановлен, самолеты стоят на земле, чиновники и руководители промышленных предприятий достаточно неспешно разрабатывают и согласовывают планы устранения недостатков, а авиакомпании в пик высокого сезона остались с существенно урезанными провозными мощностями на дальнемагистральных маршрутах и терпят исчисляемые миллионами долларов убытки. И пока, по состоянию на начало сентября, еще никто из официальных лиц не взял на себя ответственность назвать дату возвращения лайнеров в строй.
Происходящее не поддается логическому объяснению. В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" глава ФСНСТ Александр Нерадько так аргументировал свое решение: "Мы столкнулись с удивительным отношением производителя этого брака к необходимости его устранения... И только в связи с тем что производитель никаким образом не реагировал на эти замечания, пришлось принимать такое решение. Я уверен, что сейчас производитель совершенно по-другому отнесется к требованию заказчика".
То есть, чтобы заставить что-то делать промышленность, наказали авиакомпании, — которые, как выясняется, сами же об этом попросили, — а также их пассажиров.
Опозорились на весь мир практически все.
Государство своим решением в очередной раз расписалось в неспособности эффективно воздействовать на хозяйствующие субъекты — и это несмотря на то что оно либо имеет право решающего голоса в советах директоров подавляющего большинства предприятий авиапрома, либо полностью их контролирует.
Авиапромышленность наглядно доказала, что почти за 15 лет самостоятельной жизни она так и не научилась действовать в рыночных условиях, гибко реагировать на требования заказчика. Добросовестный производитель давно бы сам отозвал свою некачественную продукцию для устранения недостатков, как это делается во всем мире.
ФСНСТ также выглядит не лучшим образом: получается, что о существовании дефектов было известно давно, а эксплуатация самолетов, тем не менее, продолжалась, и лишь после скандала с президентским самолетом госслужба приняла меры (адекватность которых произошедшему вызывает у многих экспертов сомнения).
Подорван и авторитет российского воздушного транспорта в целом. Из горы публикаций, обрушившейся на обывателей (читай: потенциальных пассажиров), можно понять, что российские самолеты небезопасны, авиакомпании из последних сил борются с дефектами и лучше уж — от греха подальше — пользоваться услугами проверенных западных перевозчиков.
Остается спросить организаторов всей этой акции: господа, вы всего ЭТОГО хотели?

Ссылки по теме

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Комаров.

  • 01.12.2005 Заканчивается 2005 год, который был нелегким для гражданской авиации страны. Нелегким настолько, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта РФ обратилась в правительство с письмом, в котором сложившаяся в сфере авиационных перевозок ситуация дипломатично характеризуется как тревожная (наверное, правильнее было бы назвать ее чрезвычайной), требующая принятия немедленных мер по оздоровлению экономики национальных авиакомпаний.
  • 01.11.2005 До сих пор и в отрасли, и в умах госчиновников существует определенный стереотип мышления, сформировавшийся за многие десятилетия: "наш рынок всегда был изолирован и самобытен и потому может не слишком заботиться о конкурентоспособности в мировых масштабах". Весьма опасное заблуждение в нынешних условиях.
  • 01.08.2005 Выход этого номера "Авиатранспортного обозрения" приурочен к главному событию года в авиации — Международному авиационно-космическому салону МАКС.
  • 01.06.2005 Рынок регулярных грузовых авиаперевозок находится лишь на начальной стадии формирования, а специализированные чартерные грузовые компании, которые являются основными эксплуатантами Ил-76, несут серьезные потери.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№197, март 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.