Главное за неделю: "Аэрофлот" в мировом топ-10, "Победа" — крупнейшая в РФ, 235 российских самолетов в "России", мировые мощности — 50 млн кресел

Самые важные новости гражданской авиации мира

Самое заметное событие этой недели — принятие группой "Аэрофлот" стратегии до 2028 г., которая окажет влияние и на российский рынок (одна только "Победа" собирается возить 65 млн пасс. в год), и на международный (группа метит в десятку крупнейших авиахолдингов мира). А еще РФ готовится к частичному открытию международного сообщения, в США вновь упал спрос на авиаперевозки, Франция борется с лоукостерами. Об этих и многих других новостях — в недельной подборке самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, которую для вас подготовило "Авиатранспортное обозрение" (ATO.ru).

СТРАТЕГИЯ "АЭРОФЛОТА": БЕЗ ОГЛЯДКИ НА COVID-19

Несмотря на продолжающийся кризис в гражданской авиации, вызванный пандемией COVID-19, совет директоров ПАО "Аэрофлот" утвердил суперамбициозную, гипероптимистичную стратегию развития крупнейшей российской группы авиакомпаний, согласно которой к 2028 г. комбинированный пассажиропоток ее членов ("Аэрофлота", "Победы" и "России") вырастет до 130 млн пасс. в год, парк — до 600 самолетов, а сама группа влетит в десятку крупнейших авиационных холдингов мира.

Стратегия предусматривает усиление специализации авиакомпаний группы. "Аэрофлот" продолжит работу в премиальном, но уже "пятизвездочном" сегменте и сосредоточится на дальнемагистральных рейсах. Головная компания будет оперировать флотом из 170 ВС западного производства и перевозить до 40 млн пасс. в год. Лоукостер "Победа" обеспечит развитие бюджетных перевозок до 65 млн пасс. в год, оперируя монофлотом из 170 самолетов Boeing 737. Именно развитие дискаунтера, по замыслу, позволит снизить цены (на 30% в экономическом классе на ВВЛ) и добиться доступности перевозок для граждан России.

Авиакомпания "Россия" окончательно станет некоммерческой и сосредоточится на региональных перевозках внутри страны, социально значимых направлениях и эксплуатации авиатехники российского производства. Ее флот будет состоять из 250 воздушных судов, из которых 235 — продукция российского авиапрома: 150 Superjet 100 и 85 МС-21.

Одновременно стало известно, что региональная авиакомпания "Аврора" покинет группу "Аэрофлот", а на ее базе будет образована так называемая дальневосточная авиакомпания, создать которую в декабре 2019 г. предложил президент РФ Владимир Путин.

Воплощение в жизнь новой стратегии "Аэрофлота", вне всякого сомнения, окажет колоссальное влияние на российский рынок авиаперевозок.

"Вопрос в агрессивности роста. Если объявленная стратегия случится, то, наверное, вся отрасль станет монополистической. Только группа "Аэрофлот" будет летать", — высказал свое мнение Дмитрий Белоконь, вице-президент по управлению сетью и парком авиакомпании "ЮТэйр", на онлайн-конференции "Перезапуск воздушного транспорта". Вместе с тем он выразил неуверенность, что "это хорошо для государства и что этому дадут произойти". "Поэтому думаю, в скором будущем — это лично мое мнение, не хочу никого задеть или обидеть — мне кажется, стратегия "Аэрофлота" еще разочек поменяется на нашем веку, в горизонте пяти лет".

ПРОДОЛЖАЮТ ПОСТУПАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ СИГНАЛЫ

Если не касаться финансового аспекта, то операционные показатели и ожидания в РФ растут. Так, по оперативным данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), падение объема пассажирских перевозок в июне 2020 г., первом месяце постепенного снятия карантинных мер, составило 77,5% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Это заметно лучше майских показателей, когда перевозки уменьшились на 91,3% к 2019 г. S7 Airlines остается крупнейшим авиаперевозчиком РФ третий месяц подряд.

"Наш опыт, да и опыт других компаний, показывает, что в июне–июле рынок [внутреннего сообщения] восстанавливается по самому оптимистичному сценарию. Я уверен, что при условии сохранения  сниженного (по отношению к 2019 г.) уровня цен на билеты, который мы сейчас наблюдаем, в 2021 г. пассажиропоток вернется к предкризисному уровню. Но понятно, что маржинальность авиакомпаний будет при этом глубоко в минусе", — сказал Дмитрий Белоконь на онлайн-конференции "Перезапуск воздушного транспорта".

Россия готовится частично возобновить международные рейсы, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Росавиация разработала матрицу поэтапного возобновления авиасообщения с иностранными государствами. Роспотребнадзор составил свой список стран, с которыми, по его мнению, можно начать авиасообщение на первом этапе. А Турция, Куба, Доминикана, Мексика, Мальдивы, Хорватия, Египет и ОАЭ уже сейчас готовы принять у себя российских туристов, сообщила Ассоциация туроператоров России.

Еще не открыв свою первую операционную базу в России (это намечено на сентябрь), европейский лоукостер Wizz Air объявил о расширении деятельности в аэропорту Пулково. К весне 2021 г. Wizz планирует выполнять из Санкт-Петербурга полеты по 14 направлениям в рамках введенного здесь режима снятия ограничений на полеты иностранных авиакомпаний по седьмой степени свободы.

Электронная коммерция придает импульс грузовым перевозкам — российская группа "Волга-Днепр" и подразделение китайской Alibaba Group открыли новое грузовое направление на Boeing 747F из Гонконга в Мадрид, доставляя товары, заказанные через платформу электронной коммерции AliExpress.

НО НАСТОЯЩИЙ КРИЗИС ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

Надо признать, что относительный рост внутренних авиаперевозок и надежды на постепенное восстановление международных создают обманчивое ощущение, будто российская отрасль воздушного транспорта начинает выходить из кризиса.

На самом деле, как это прозвучало в ходе заседания подкомиссии РСПП по авиационной и космической деятельности, настоящий кризис только начинается. Главная причина в том, что отрасль уже понесла и продолжает нести огромные убытки, а у авиакомпаний нет запаса оборотных средств. Особенно острым становится вопрос о мерах господдержки, без которой отрасли не обойтись. Пока со стороны правительства авиакомпаниям обещаны субсидии в размере 23,4 млрд руб., но механизм предоставления компенсаций не позволит авиакомпаниям выбрать всю обещанную сумму. Согласно внутренним расчетам авиакомпаний, компенсация должна быть существенно выше, а период выплаты субсидий необходимо продлить до конца года. Кроме того, участников рынка беспокоит избирательность господдержки.

Эпидемия не отступила, и косвенное тому подтверждение — ситуация с перевозками в США.

СПРОС НА АВИАПЕРЕВОЗКИ В США ВНОВЬ ОБРУШИЛСЯ

Вторая волна заболеваний COVID-19 в ряде штатов США и возврат карантинных мер обрушили спрос на авиаперевозки и ставят под угрозу восстановление внутреннего авиарынка страны, одного из самых больших в мире. Пример — скачки пассажиропотока United Airlines в нью-йоркском аэропорту Ньюарк. В середине июня продажи на рейсы из Ньюарка были на 65% ниже, чем в те же даты в прошлом году, — существенный прогресс по сравнению с 85% падения по состоянию на 1 июня. Однако к 1 июля продажи снова рухнули на уровень 84%, не оставив и следа от наметившегося процесса восстановления. Результат — две крупнейшие авиакомпании США, American и United, предупредили о грядущих сокращениях 60 тыс. сотрудников.

Руководство американских авиакомпаний и профсоюзы просят правительство продлить действие программы господдержки, обеспечивающей компенсацию фонда заработных плат CARES с 1 октября до 31 марта будущего года.

АВИАПЕРЕВОЗКИ ВНУТРИ ЕВРОПЫ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Короновирусный рынок встряхнул европейский внутренний рынок наподобие землетрясения и изменил ландшафт европейской отрасли воздушного транспорта. Госпомощь, оказанная европейскими правительствами своим перевозчикам пришла вместе с условиями. Так, правительство Франции не только запретило национальному перевозчику Air France выполнение полетов на ВВЛ продолжительностью до 2,5 ч (где есть альтернатива в виде железнодорожного транспорта), но и обещает ввести мораторий на все нефидерные внутренние рейсы продолжительностью до 2,5 ч, позаботившись о том, чтобы низкотарифные перевозчики, в первую очередь ЕasyJet или Ryanair, не смогли занять нишу, которую Air France будет вынуждена освободить.  

Австрийское правительство жестко настроено против авиационных фидерных перевозок, так как транспортная доступность аэропорта Вены обеспечивается железнодорожным транспортом. Билеты на рейсы протяженностью менее 350 км облагаются налогом в 30 евро. Еще более жесткую меру предложило правительство Швейцарии: налог составит от 28 до 112 евро в зависимости от расстояния и класса обслуживания, что делает короткие внутренние рейсы дороже международных.

НО И НА ЗАПАДЕ ТОЖЕ ЕСТЬ ХОРОШЕЕ

Есть, конечно же, хорошие новости и за пределами Москвы. На этой неделе совокупные провозные мощности, доступные на глобальном рынке регулярных пассажирских авиаперевозок, перевалили за 50 млн — впервые более чем за три месяца. Хотя на внутренних маршрутах располагаемые мощности составляют 62% от докризисного уровня, на международных — всего 26%.

Авиакомпания Emirates (ОАЭ) впервые с марта выпустила на регулярные пассажирские рейсы самолеты сверхбольшой вместимости Airbus A380. Пока летает только два борта, обслуживая флагманские рейсы Дубай—Лондон и Дубай—Париж. Перевозчик обещает постепенно возвращать эти двухпалубные ВС и на другие маршруты.

Новая авиакомпания Wizz Air Abu Dhabi, совместное предприятие венгерского бюджетного перевозчика Wizz Air и государственного холдинга Абу-Даби ADQ, объявила 1 октября датой начала полетов. На начальном этапе авиакомпания забазирует в Абу-Даби два Airbus A321neo и начнет выполнять полеты по шести направлениям, включая Ереван, Кутаиси и Одессу.

Несмотря на пандемию программа Falcon 6X, новейшего в линейке бизнес-джетов Dassault Aviation, стабильно продвигается к первому полету, намеченному на начало 2021 г. В разной степени готовности находятся три опытных летных экземпляра. После непродолжительного перебоя, связанного с COVID-19, работы в производственном комплексе возобновились в полном объеме и проводятся в две смены. Сертификацию и ввод в эксплуатацию нового самолета по-прежнему планируется осуществить в 2022 г. согласно изначальному графику.

"ПЕРЕЗАПУСК ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА"

На этой неделе с большим успехом прошла онлайн-конференция "Перезапуск воздушного транспорта", проведенная компанией ATO Events при поддержке компаний Embraer и "Роснефть Аэро". На мероприятии зарегистрировалось более 450 чел. 130 специалистов представляли авиакомпании, такие как "Аэрофлот", S7, "ЮТэйр", "Якутия", Air Astana, аirBaltic, Georgian Airways, JAL, Singapore Airlines, Ellinair, Etihad Airways, Lufthansa, Qatar Airways.

В конференции приняли участие также 58 представителей аэропортов: Калининграда, Анапы, Воронежа, Красноярска, Минеральных Вод, Нальчика, "Базэл Аэро", Новосибирска, Ульяновска, "АП Регионов", Баку, Риги, Сочи, Харькова, Бегишево, Внуково, Домодедово, Шереметьево, Минска, Братиславы, Латвии.

"ЕЖЕГОДНИК АТО" О НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Наш новый "Ежегодник АТО — 2020" вышел в непростое время, когда гражданская авиация России и всего мира испытывает самый сильный шок за всю свою историю. Поэтому мы решили сократить традиционный анализ деятельности отрасли за прошедший год и сосредоточиться на описании новой реальности и ее последствий для всех сегментов гражданской авиации: авиакомпаний, аэропортов, техобслуживания и авиапромышленности.

Аналитику в каждом из тематических разделов сопровождает много инфографики, статистики и справочной информации.

Часть материалов "Ежегодника АТО — 2020" доступна подписчикам сайта ATO.ru. Полностью "Ежегодник" в формате pdf можно также приобрести через наш сайт.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.