Главное за неделю: три разбившихся самолета, китайский конкурент SSJ 100 перевез миллион, РФ разрабатывает беспилотный грузовой самолет

Эта неделя была омрачена тремя летными происшествиями; по иронии судьбы все три потерянных самолета выполняли разного рода гуманитарные миссии. Авиакомпании всего мира по-прежнему несут колоссальные убытки. Boeing продолжил летные испытания новой модели широкофюзеляжного дальнемагистрального 777Х. ЦАГИ работает над созданием скоростного беспилотного транспортного самолета. Турбовинтовой Ил-114-300 и среднемагистральный МС-21 с российскими двигателями обещают поднять в воздух в сентябре и до конца года соответственно. Об этих и других новостях — в недельной подборке самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, которую для вас подготовило "Авиатранспортное обозрение" (ATO.ru).

ТРИ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯ

На неделе с 3 по 9 августа произошли сразу три летных происшествия, два из которых повлекли человеческие жертвы. В понедельник в городе Гао на востоке Мали совершил жесткую посадку Ан-74ТК-100 авиакомпании "ЮТэйр-Карго", на борту которого находилось 11 чел.; обошлось без жертв. Грузопассажирский самолет, выполнявший плановый рейс в рамках деятельности комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали, получил существенные повреждения и восстановлению не подлежит. В конце рабочей недели, 7 августа, пассажирский самолет Boeing 737-800 авиакомпании Air India Express, выполнявший репатриационный рейс по возвращению на родину застрявших во время эпидемии COVID-19 индийских граждан из Дубая в Каликут, с 190 пасс. на борту совершил жесткую посадку, выкатился за пределы расположенной на высокой насыпи взлетно-посадочной полосы, упал с высоты 9 м и развалился на две части. Погибли 18 чел., 149 получили травмы, из них 23 находятся в критическом состоянии.

А в субботу потерпел катастрофу, врезавшись в гору, самолет-амфибия Canadair CL-215-1A10 Национального управления по чрезвычайным ситуациям и гражданской защите Португалии. Авиационное происшествие произошло во время совместной широкомасштабной операции Испании и Португалии по тушению лесного пожара на границе двух стран. Один пилот погиб, второй находится в критическом состоянии.

УБЫТКИ АВИАКОМПАНИЙ ПО ВСЕМУ МИРУ

Резкое падение доходов, вызванное радикальным сокращением полетов в условиях эпидемии COVID-19, привело к огромным квартальным и полугодовым убыткам авиакомпаний по всему миру. Вот несколько примеров негативных результатов крупных перевозчиков, о которых было объявлено на этой неделе. За первые шесть месяцев 2020 г. чистый убыток Lufthansa Group составил 3,6 млрд евро. Коллапс авиатранспортного рынка не оставляет крупнейшей в Европе группе выбора: она проведет принудительное сокращение штата, спишет 100 самолетов и отложит поставки новых ВС. В II квартале 80% выручки группе принесли грузовое подразделение Lufthansa Cargo и провайдер ТОиР Lufthansa Technik. Австрийское подразделение группы Austrian Airlines за один только II квартал этого года понесло убыток в размере 101 млн евро. Операционные убытки в первом полугодии швейцарского подразделения — Swiss International Air Lines составили 247 млн евро. Brussels Airlines, бельгийская "дочка" группы, зарегистрировала 182 млн евро чистого убытка в первом полугодии.

Ранее другая европейская группа Air France-KLM объявила о чистых убытках в 2,6 млрд евро во втором квартале.

Авиакомпания Etihad Airways из ОАЭ потеряла 758 млн долл. в течение января–июня. Вьетнамская Vietnam Airlines понесла совокупные убытки в размере 286 млн долл. за первое полугодие, а после объявления о 68%-ном уменьшении выручки в II квартале ей придется вдвое сократить заработную плату пилотов и бортпроводников и продать 9 самолетов Airbus A321.

За полгода доходы авиапредприятий Республики Казахстан продемонстрировали падение более чем в полтора раза и составили 99,2 млрд тенге (236,4 млн долл.). За январь–июнь 2020 г. авиакомпании страны перевезли на 35,8% меньше пассажиров, чем годом ранее.

Единственная позитивная новость на этом фоне пришла от Korean Air. Корейскому национальному перевозчику удалось противостоять отраслевым тенденциям, добившись чистой прибыли в 137 млн долл. в II квартале, в основном благодаря отличным финансовым показателям, полученным его грузовым подразделением. В то время как доходы от пассажирских перевозок падали, авиакомпания использовала свой большой карго-флот из 32 самолетов, чтобы удовлетворить спрос, стимулированный нехваткой грузовых провозных емкостей, обычно предоставляемых багажными отсеками пассажирских ВС.

А вообще, размеры и глубину проблем перевозчиков демонстрирует ситуация с Virgin Atlantic. Несмотря на заключение соглашения о рекапитализации на сумму 1,5 млрд долл., британская авиакомпания была вынуждена инициировать защиту от банкротства в суде США. Компания выбрала Главу 15 американского Кодекса о банкротстве, относительно новую форму защиты от банкротства, введенную для случаев, когда компания зарегистрирована за пределами США и ведет операционную деятельность в разных юрисдикциях. Она защищает компанию от кредиторов, а условия ее реорганизации согласуются через суд.

СПАСЕНИЕ "АЭРОФЛОТА" ЧЕРЕЗ ДОПЭМИССИЮ

В рамках мер по повышению финансовой устойчивости, или попросту спасания, группа "Аэрофлот" готовится увеличить уставный капитал в два с лишним раза. Совет директоров ПАО "Аэрофлот" одобрил дополнительный выпуск до 1,7 млрд обыкновенных акций стоимостью 1 руб. за штуку. Раннее правительство РФ поручило Росимуществу, Минфину и Минтрансу осуществить допэмиссию акций "Аэрофлота" и разместить их по открытой подписке, но так, чтобы контрольный размер госпакета не уменьшился (сейчас он составляет 51,17%). Доли миноритариев в результате размоются. Окончательное одобрение дополнительного выпуска акций должно быть получено на внеочередном общем собрании акционеров ПАО "Аэрофлот", назначенном на 11 сентября.

ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ВАШИХ СТАРЫХ САМОЛЕТОВ

Наши подписчики смогут узнать мнение нового президента крупнейшей в мире аэрокосмической корпорации Boeing Дэвида Калхуна о ресертификации 737MAX, проекте нового самолета среднего сегмента (NMA), самолетах на электрической/гибридной/водородной тяге и почему авиакомпаниям надо избавляться от возрастных воздушных судов.

НОВЫЕ САМОЛЕТЫ

Несмотря на недавнее решение руководства Boeing сдвинуть ввод в эксплуатацию новой модели широкофюзеляжного дальнемагистрального 777Х на 2022 г., программа испытаний самолета Boeing 777-9 продолжается по графику: третий летный образец совершил первый полет 3 августа и будет использоваться для оценки полетных нагрузок и работоспособности ВСУ, авионики и двигателей General Electric GE9X.

А в России гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным дал несколько обещаний в отношении ведущихся проектов гражданских ВС. Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117СТ — полностью российский вариант спроектированного в 80-х гг. прошлого столетия регионального турбовинтового самолета Ил-114 — совершит первый полет в сентябре. На авиазаводе в Луховицах ОАК планирует производить до 12 таких машин в год.

Модификация МС-21-310 нового среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21, оснащенного двигателями ПД-14 российского производства, совершит первый полет до конца этого года. Тем временем МС-21-300, оснащенный проверенными двигателями PW1400G-JM американской разработки, продолжает испытательную программу. На этот раз это были проверки по защите от попадания воды в двигатели. Они подтвердили возможность безопасного движения лайнера по мокрой взлетно-посадочной полосе в широком диапазоне скоростей при безотказной работе маршевой и вспомогательной силовых установок, а также других систем и оборудования самолета. 

Россия начала работы в одном из перспективных направлений в гражданском авиастроении — беспилотной авиации. В рамках госконтракта с Минпромторгом специалисты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) сформировали концепцию скоростного транспортного самолета для перевозки контейнерных и палетизированных грузов массой до 6 т на дальность порядка 4 тыс. км с высокой, как у современных лайнеров, скоростью — до 850 км/ч.

Отсутствие кабины пилотов приведет к снижению веса летательного аппарата, улучшит аэродинамику и обеспечит погрузку груза через открывающуюся носовую часть, что не встречается в данной категории транспортных самолетов. А у эксплуатантов пропадет статья "зарплаты пилотов".

КИТАЙСКИЙ КОНКУРЕНТ SUPERJET 100 ПЕРЕВЕЗ МИЛЛИОН ПАССАЖИРОВ

Первый реактивный коммерческий самолет, созданный в КНР, — региональный ARJ21 перевез миллионного пассажира. Значимая веха конкурента российского Superjet 100 была достигнута спустя четыре года после его ввода в эксплуатацию в июне 2016-го. За это время только 33 ВС этого типа были поставлены китайским авиакомпаниям.

Тем временем в рамках подтверждения максимальных ЛТХ самолет прошел испытания на самом высокогорном аэродроме в мире — Даочен Ядин, что расширяет спектр его применения.

EMBRAER СНИМАЕТ С ПРОИЗВОДСТВА LINEAGE 1000 И LEGACY 650

Embraer Executive Jets, подразделение бразильской самолетостроительной компании, специализирующееся на технике корпоративного класса, убирает из своей продуктовой линейки бизнес-джеты класса super midsize и сфокусируется на самолетах меньшей размерности. Ранние модели legacy 450, 500 и 650, а также Lineage 1000 снимаются с производства. Ключевым предложением компании станет семейство легких бизнес-джетов Phenom и самолеты класса midsize, Praetor 500 и 600. Embraer вышел на рынок бизнес-авиации в 2001 г., представив Legacy 600 — VIP-версию регионального реактивного авиалайнера ERJ-135.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БИЗНЕС-АВИАЦИЯ ОТБИРАЕТ ДОРОГИХ КЛИЕНТОВ У АВИАКОМПАНИЙ

Европейская ассоциация бизнес-авиации отмечает рост спроса на персональные и корпоративные чартеры со стороны клиентов, которые отказываются от услуг коммерческих авиакомпаний из-за озабоченности, вызванной коронавирусной пандемией. Скачок спроса наблюдается с середины июня. Количество рейсов, выполняемых самолетами малой размерности, превысило показатель прошлого года. Так, одна австрийская компания, эксплуатирующая 5-местные реактивные Cessna Mustang, получает все больше запросов от бывших пассажиров бизнес-класса Lufthansa.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.