Новая реальность

Аэропорт Шереметьево
В течение 2016 года сжатие пассажиропотока вылилось в концентрацию перевозок через Москву :: Леонид Фаерберг // transport-photo.com

Декабрь — время подводить итоги и строить планы.

С итогами неважно. Пока опубликована статистика за 10 месяцев, однако ноябрь и декабрь никогда не оказывают решающего влияния на результаты года. Количественные показатели немного возрастут, качественные останутся теми же самыми.

С января по октябрь уходящего года перевезено немногим более 75,3 млн пасс., что составляет 93,2% по сравнению с таким же периодом прошлого года. При этом международные перевозки сократились на 23,1% и составили 27,3 млн пасс., а внутренние выросли на 5,8%, до 48,0 млн пасс.

И даже эти 5,8% роста радовать не могут. Во-первых, потому что внутренние перевозки были и остаются убыточными. Во-вторых, существенную долю этого роста составляет статистический фактор. Общее падение спроса ведет к сокращению прямых рейсов и росту пассажиропотока через московский хаб, что совершенно естественно. И вместо одного пассажира на прямом рейсе в статистической отчетности засчитываются два пассажира на двух сегментах полета через Москву.

А концентрацию перевозок в московском хабе тоже отчетливо видно. Коммерческие перевозки через три московских аэропорта за 10 месяцев 2016 г. превысили 64,5 млн пасс., что составляет 95,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. — то есть сокращение на 2,3 процентных пункта меньше, чем в целом по гражданской авиации России. При этом прямой транзит через московские аэропорты вырос на 19,3%, а на внутренних линиях — более чем в два раза, хотя в абсолютном выражении величина учтенного прямого транзита пока небольшая — всего 120,9 тыс. пасс. Международные перевозки через Москву сократились на 13,4%, до 28,9 млн пасс., это на 9,7 п. п. лучше, чем в целом по стране. Из этого количества международных пассажиров иностранные авиакомпании перевезли 8,2 млн чел., причем у иностранцев сокращение составило всего 5,1%. То есть доля иностранных перевозчиков в московском хабе выросла на 3,0 п. п., до 29%.

Так что стагнация продолжается, и едва ли в ближайшие годы ситуация сильно улучшится, хотя, наверное, чемпионат мира по футболу должен внести некоторый позитивный вклад. Существенную роль сыграли бы и меры господдержки, в первую очередь обнуление ставки НДС на внутренних линиях и законодательное упорядочивание ситуации с безбагажными тарифами. Перевозки без багажа не сильно влияют на средний тариф авиакомпаний, но позволяют заметно — на 1–2 тыс. руб. — снизить минимальные тарифы, благодаря чему дополнительный вклад в объем перевозок за счет безбагажных тарифов оценивается авиакомпаниями на уровне 5–7 млн пасс./год. Так или иначе, отрасль воздушного транспорта России оказалась в новой экономической ситуации, из-за чего ее ждут неминуемые трансформации.

Какие изменения происходили прежде, можно увидеть при более тонком анализе статистики. Например, мы проследили движение отдельных авиакомпаний и гражданской авиации в целом в двумерном фазовом пространстве, где координатами служат средняя длина полетного сегмента по оси абсцисс и показатель занятости пассажирских кресел по оси ординат. На таких диаграммах отчетливо видны различия в бизнес-моделях перевозчиков и необратимые последствия, которые оказал кризис 2009 г.

Но доступна эта информация в полном объеме только для читателей нашей бесплатной электронной рассылки, подписаться на которую можно на сайте ATO.ru. В этом году спектр наших электронных бюллетеней существенно расширился и стал гораздо более интересным — мы видим это по реакции нашей аудитории. Новые времена наступают для всех, и поэтому мы все активнее развиваем наш сайт и связанные с ним электронные сервисы. Тем не менее сайт, электронные рассылки и журнал неразрывно связаны и дополняют друг друга. Кстати, по случаю Нового года мы устраиваем праздничную лотерею: среди читателей наших электронных бюллетеней мы разыграем пять годовых подписок на бумажную версию журнала "Авиатранспортное обозрение". А подробно об условиях участия можно, конечно же, прочитать на сайте (www.ato.ru/newsletter).

Несмотря на невеселые итоги уходящего года мы продолжаем верить в перспективы гражданской авиации России. Пережили немало кризисов, переживем и этот. 

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№177 март 2017

Календарь ATO Events

18 мая 2017 г., г. Москва
Сентябрь 2017 г., г. Набережные Челны
Сентябрь 2017 г., г. Москва
24-25 октября 2017 г., г. Москва
20—21 ноября 2017 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.