14 тонн новой тяги

Активизировалась работа над двигателями для МС-21

В начале апреля корпорация "Иркут", главный исполнитель программы создания семейства ближнесреднемагистральных самолетов МС-21, заключила контракт с компанией Pratt & Whitney на разработку и поставку маршевой силовой установки. Компания Pratt & Whitney, победившая в прошлом году в конкурсе на выбор силовой установки для МС-21 среди иностранных поставщиков, создаст специальную версию двигателя с редукторным приводом вентилятора PW1400G с тягой 14 т (30 тыс. фунтов). Как сообщили АТО в Pratt & Whitney, компания очень рада сделанному ОАК выбору технологии привода вентилятора через редуктор (GTF, Geared Turbofan) в качестве основы для силовой установки российского самолета нового поколения. Наличие редуктора позволяет сопрячь высокооборотную компактную турбину и тихоходный вентилятор большого диаметра, обеспечивающий сокращение расхода топлива, снижение уровня шума и меньшие эксплуатационные расходы. Редукторный привод применялся в двигателестроении и прежде, но Pratt & Whitney удалось создать компактную и надежную конструкцию с высоким КПД, которая позволяет передавать на вентилятор значительную мощность и применять двигатель на магистральных самолетах.
Подписанный с "Иркутом" контракт предполагает участие в разработке и производстве PW1400G Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Как сообщил АТО представитель Pratt & Whithey, не исключено, что некоторые компоненты PW1400G будут производиться на мощностях Пермского моторостроительного комплекса, хотя говорить о точном распределении работ пока слишком рано. Сейчас специальная группа технических специалистов изучает все требования по двигателю PW1400G.
Продолжаются работы и по российскому варианту двигателя для МС-21, создание которого прописано в Федеральной целевой программе по развитию гражданской авиатехники России на 2002–2010 гг. и на период до 2015 г. В марте программа создания двигателя ПД-14, разрабатываемого в рамках ОДК пермским ОАО "Авиадвигатель" и Пермским моторным заводом, успешно прошла очередной, уже второй, рубеж, который предусматривает утверждение концепции программы.
"Авиадвигатель" работает над созданием целого семейства новых моторов в классе тяги от 9 до 18 т для пассажирских и транспортных самолетов, а также семейства двигателей промышленных газотурбинных установок для газоперекачивающих и энергетических агрегатов в классе мощности от 6 до 16 МВт. ПД-14 с тягой 14 т станет базовым двигателем этого семейства и предназначен для установки на 180-местную модификацию МС-21-300. Варианты двигателя — дросселированный ПД-14А с тягой 12,5 т и форсированный ПД-14М (тяга 15,4 т) — будут использоваться соответственно на модификациях МС-21-200 (на 150 пасс.) и МС-21-400 (на 210 пасс.).
Одним из основных требований, предъявляемых к новому двигателю, является его топливная экономичность. По словам представителей "Авиадвигателя", достичь требуемого авиаконструкторами расхода топлива в 0,56 кг/(кгс.ч) планируется за счет выбора оптимально высоких параметров цикла — степени двухконтурности 8,6 и степени сжатия 40,6 — и КПД узлов. Жесткие требования по шуму будут удовлетворяться за счет нового высокоэффективного вентилятора и установки в конструкции двигателя и мотогондолы системы шумоглушения второго поколения.
Со времени прохождения в 2008 г. программой первого рубежа (защиты концептуальной проработки проекта) пермскими компаниями развернуты полномасштабные работы по проектированию узлов двигателя и разработке критических технологий, необходимых для его создания. В прошлом году на авиасалоне МАКС-2009 Пермский моторостроительный комплекс показал первые детали ПД-14 — образцы рабочих лопаток вентилятора, сопловые лопатки, элементы камеры сгорания и системы охлаждения.
По словам председателя отраслевой ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктора Чуйко, в конце этого года уже будет собран газогенератор-демонстратор для ПД-14, а в конце 2011 г. — полноразмерный демонстратор двигателя. В разработке двигателя участвуют многие российские предприятия, и не только. Например, создание камеры сгорания для ПД-14 было поручено украинским компаниям "Мотор Сич" и "Ивченко-Прогресс".
Первый полет самолета МС-21 планируется на 2014 г. Сертификацию по российским нормам предполагается завершить в 2015 г., по международным — в 2016 г.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№199, май 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.