"Аэрофлот" добился лучшего финансового результата с 2019 года

Годовая операционная прибыль Группы составила 182,2 млрд руб., а выручка в IV квартале возросла на 72,5%
«Аэрофлот» добился лучшего финансового результата с 2019 года

Рост операционных показателей за счет расширения объемов перевозок как на внутрироссийском рынке, так и на международных линиях позволил Группе "Аэрофлот" значительно улучшить финансовые результаты в 2023 году. По ряду показателей Группа превзошла не только уровни 2021 года, когда российский авиатранспорт работал без санкционных ограничений, но и показатели доковидного 2019 года. IV квартал, несмотря на низкий сезон, показал самые сильные результаты в исторической перспективе благодаря устойчивому спросу на перевозки.

Об этом стало известно после того, как "Аэрофлот" опубликовал консолидированную финансовую отчетность за 2023 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

ВЫРУЧКА

Выручка крупнейшей в России группы авиакомпаний в прошлом году возросла на 48,1% по сравнению с 2022 годом и составила 612,2 млрд руб. При этом выручка от основной деятельности — регулярных пассажирских перевозок — увеличилась на 52,7%, до 563,9 млрд руб., что связано в первую очередь с увеличением пассажирооборота. Выручка от грузоперевозок увеличилась на 28,5%, до 25,1 млрд руб., в том числе на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 13,5%. В IV квартале рост общей выручки ускорился до впечатляющих 72,5%.

В целом по 2023 году Группа в 3,6 раза сократила чистый убыток по отчетности, который составил 14,0 млрд руб. и содержит ряд единоразовых эффектов. С учетом корректировки на эффект валютного курса, страхового урегулирования, а также других неденежных корректировок, Группа впервые с 2019 года получила чистую прибыль в размере 10,3 млрд руб.

Годовая операционная прибыль составила 182,2 млрд руб., включая 111,7 млрд, полученных в IV квартале.

Примечательно, что с II квартала "Аэрофлот" не получает отраслевые субсидии для возмещения операционных расходов, которые значительно поддержали показатели операционной прибыли и прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) российских авиакомпаний в 2022 году. Таким образом, в 2023 году Группе удалось решить задачу замещения финансовой поддержки рыночными доходами и проведением программы по оптимизации и контролю расходов.

В IV квартале был достигнут уникальный результат: даже с учетом корректировок на единоразовые эффекты Группа впервые получила прибыль 8,3 млрд руб., тогда как традиционно квартал убыточный из-за сезонности спроса.

"Важным достижением года стало успешное страховое урегулирование обязательств по 76 воздушным судам, которое позволило Группе не только обеспечить разрешение юридических противоречий и выполнить наши обязательства перед контрагентами, что уже является важным для Группы "Аэрофлот" как ответственной компании, но и увеличить количество воздушных судов, снятых с регистрации в иностранных реестрах. В результате в 2023 году Группа "Аэрофлот" удвоила пассажирооборот в международном сегменте по сравнению с 2022 годом. На международных линиях было перевезено 9,6 млн пассажиров, что не только превысило уровни прошлого года, но и на 13,1% выше уровня 2021 года при полной трансформации и фактическом перезапуске с нуля международной сети. При этом фокус на внутреннем рынке сохранился, и здесь Группа поставила новый рекорд: перевезла 37,7 млн пассажиров.

Страховое урегулирование оказало значительный положительный эффект на показатели отчетности и фактически в 2023 году компенсировало негативный эффект переоценки валютного лизингового портфеля.

Мы продолжаем работать для наших пассажиров, поэтому очень важно видеть высокую востребованность наших услуг и продукта авиакомпаний Группы. Лучшей иллюстрацией этого факта является исторический максимум занятости кресел — 87,5% в 2023 году. В текущем году мы видим сохранение высокого спроса и загрузки, превышающей нормализованные уровни зимнего сезона, это дает нам надежду на продолжение позитивных трендов", — отметил Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот".

ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ 

Операционные расходы за 2023 год остались практически на уровне прошлого года, увеличившись всего лишь на 0,8%, до 429,9 млрд руб. Рост расходов на фоне расширения полетной программы и увеличения провозных емкостей на 19,9% был компенсирован получением доходов по страховому урегулированию. При этом отмечается увеличение затрат на топливо, аэропортовые сборы, а также на техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) воздушных судов, что связано в первую очередь с ростом количества рейсов и стоимости товаров и услуг сторонних организаций.

:: "Аэрофлот"

Расходы на авиатопливо увеличились на 31,5% по сравнению с годом ранее и составили 219,2 млрд руб. на фоне роста объемов перевозок. Рост стоимости керосина (на 12,2% в прошлом году) по-прежнему является вызовом для всей авиации. Выплаты по топливному демпферу лишь частично сгладили негативное влияние высокой стоимости топлива.

Если исключить расходы на авиатопливо, то операционные расходы снизились на 19,0% год к году, до 210,8 млрд руб.

Прошедшее повышение тарифов во многих аэропортах и расширение программы полетов привели к росту расходов на обслуживание воздушных судов и пассажиров на 37,2%, до 112,9 млрд руб.

Расходы на оплату труда составили 77,5 млрд руб., увеличившись на 9,7%. В IV квартале рост расходов на персонал ускорился на фоне увеличения производственной программы.

Поддержание летной годности и безопасности полетов является ключевым и безусловным приоритетом, отметили в Группе "Аэрофлот". Расходы на ТОиР воздушных судов увеличились на 81,7% по сравнению с прошлым годом — до 23,3 млрд руб. Значительный рост данных расходов связан с переносом ряда форм техобслуживания с 2022 года, когда формировались новые логистические цепочки поставок комплектующих и, соответственно, отмечалось сокращение расходов, которые восстановились в 2023 году.

За год расходы на средства связи снизились до 4,0 млрд руб., что связано в том числе с переходом с ноября 2022 года на отечественную автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок (АИС ОВП) "Леонардо".

Замена зарубежной системы бронирования на российскую стала одним из критически важных проектов обеспечения импортонезависимости IT-систем и сервисов, реализованных в Группе.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.