Аэропорт раздора

Затяжной конфликт между "Толмачево" и "Сибирью" может сказаться на цене контрольного пакета акций аэропорта

Ксения ВЛАДИМИРОВА, Новосибирск

Новосибирский аэропорт "Толмачево" — пятый по объему пассажирских перевозок в стране после московской "большой тройки" и питерского "Пулково". В 2003 г. его услугами воспользовались 1,36 млн пасс., на 120 тыс. больше, чем в позапрошлом году. Но пятое место в рейтинге обеспечивается не высоким уровнем сервиса и привлекательностью "Толмачево" для перевозчиков, а прежде всего удобным географическим положением Новосибирска и растущей деловой активностью как региона в целом, так и базовой авиакомпании "Сибирь", которая в 2003 г. обеспечила 58% отправок пассажиров из этой воздушной гавани.

Между тем исследования и российских и зарубежных специалистов показывают, что "Толмачево" обладает значительным потенциалом развития, и главный акционер в лице государства готов пойти на продажу своего пакета ради привлечения эффективного собственника и инвестора. 51% акций аэропорта (68% голосующих акций) внесены в план приватизации на 2004 г. Однако сами представители Минимущества признают, что из-за постоянных раздоров и судебных тяжб аэропорта и авиакомпании "Сибирь" реализация госпакета может осложниться.

В неоплатном долгу

Прошедший год был особенно неспокойным в уже традиционно напряженных отношениях между авиакомпанией "Сибирь" и ее базовым аэропортом. Вот уже второй год авиаперевозчик пытается заставить руководство аэропорта определиться со стратегическими планами развития "Толмачево" и даже в инициативном порядке разработал амбициозную концепцию превращения его в международный хаб, поразившую чиновников своим размахом (см. АТО # 43, стр. 43). В конце 2002 — начале 2003 гг. казалось, что идеи "Сибири" восторжествуют (см. АТО # 44, стр. 47), но в июне прежний генеральный директор подал в отставку и были назначены досрочные выборы нового руководителя аэропорта "Толмачево".

"Сибирь" при поддержке областной администрации лоббировала избрание Александра Виндермута, занимавшего должность первого заместителя гендиректора "Сибири" и считавшегося фаворитом конкурса. Но после долгих кулуарных переговоров и консультаций главный акционер — Минимущество — проголосовал за Андрея Лобкина, работавшего до этого директором Южно-Сахалинского аэропорта (см. АТО # 47, стр. 83).

После этого противостояние обострилось, породив целую серию конфликтов аэропорта и перевозчика. Самым крупным стало "дело об исчезнувшем топливе". По версии "Сибири", события развивались следующим образом. В декабре 1999 — феврале 2000 гг. авиакомпания разместила на хранение в емкостях ТЗК, принадлежащих аэропорту, около 17 тыс. т авиакеросина на сумму почти 103 млн руб. Несколько месяцев спустя "Сибирь" захотела своим топливом воспользоваться, но его там уже не оказалось. По версии "Толмачево", топлива и не должно было быть: якобы "Сибирь" закачала керосин в 1998 г., а не позже, и сама же его израсходовала, а нынешние документы фальсифицированы. В начале 2003 г. областной арбитражный суд встал на сторону "Сибири" и предписал "Толмачево" возместить ущерб.

Юристы аэропорта пытались оспорить существование долга, но терпели одно поражение за другим. Тем не менее аэропорт не торопился выполнять решение суда, и в ноябре было возбуждено исполнительное производство. Но и в его рамках "Толмачево" до сих пор не погасило долг. По словам адвоката Дениса Садовского, представлявшего интересы "Сибири" в этом споре, добровольно аэропорт предложил для ареста лишь семь стареньких "волг". В итоге арест был наложен на здание аэровокзала внутренних линий.

Долгая тяжба, похоже, близится к концу. После заседания совета директоров, состоявшегося 4 февраля, гендиректор "Толмачево" Андрей Лобкин заявил, что в ближайшее время аэропорт возьмет кредит и погасит долговые обязательства. "Мы законопослушное предприятие. Если суд постановил вернуть деньги, мы это сделаем", — резюмировал он.

Инициатива наказуема

В ходе споров о стомиллионном долге выяснился ряд интересных обстоятельств. Оказалось, что менеджмент аэропорта, защищая активы в преддверии взыскания долга, наиболее ликвидные из них продал, заложил или сдал в аренду. Так, в декабре прошлого года "Толмачево" продало свой пакет (50% минус одна акция) в компании "Аэропорт-Сервис", владеющей и управляющей топливозаправочным комплексом.

ЗАО "Аэропорт-Сервис" было создано в 1999 г. Учредителями на паритетных началах выступила администрация "Толмачево" и нефтяная компания "Сибнефть". Однако уже при регистрации ЗАО между его соучредителями возник конфликт. Выяснилось, что принцип паритета не соблюден: контрольный пакет "Аэропорт-Сервиса" получила "Сибнефть", а доля аэропорта составила 50% минус 1 акция. Начались судебные разбирательства, а в феврале 2000 г. совет директоров аэропорта решил и вовсе прекратить участие "Толмачево" в ЗАО и начал оспаривать в суде законность регистрации компании "Аэропорт-Сервис". Но юристы аэропорта проиграли дело во всех судах, включая Высший арбитражный. И вот теперь аэропорт "Толмачево" продал свою долю в "Аэропорт-Сервисе".

Финансовый директор "Толмачево" Сергей Ченчиков решение о продаже пакета объяснил опасениями, что в случае реализации акций в рамках исполнительного производства по иску "Сибири" о пропавшем топливе доля "Толмачево" в компании "Аэропорт-Сервис" могла бы быть продана по невыгодной цене. Г-н Ченчиков не называет покупателей пакета и сумму сделки, говоря лишь, что цена продажи была выше номинальной стоимости акций (39 млн руб.).

"Сибирь" между тем, желая преодолеть монополию существующего в аэропорту ТЗК, решила построить собственный топливозаправочный комплекс, но и тут без противостояния с "Толмачево" не обошлось.

Строительство ТЗК "Сибири" стоимостью в несколько миллионов долларов, рассчитанного на единовременное хранение 18 тыс. т топлива, началось летом прошлого года. "Сибирь" с его помощью намерена снизить собственные издержки, улучшить сервис и зарабатывать на обслуживании других авиакомпаний. Общий экономический эффект от ввода в эксплуатацию ТЗК специалисты "Сибири" оценивают в сумму не менее 1 млн долл. в год.

Авиакомпания успела установить четыре резервуара из шести запланированных, когда на основании заявления, поданного дирекцией аэропорта, Государственная инспекция архитектурно-строительного надзора провела проверку и в январе 2004 г. приостановила строительство, утверждая, что "Сибирь" не имеет всех необходимых разрешительных документов.

Как признает советник гендиректора "Толмачево" по связям с общественностью Игорь Ермаков, судебных рычагов воздействия на неугодный проект "Сибири" у аэропорта нет. Однако аэропорт доступными способами пытается воспрепятствовать появлению конкурирующего ТЗК: пишет письма в ГСГА, Минимущества, прокуратуру, указывая на имеющиеся, по мнению "Толмачево", нарушения.

И это лишь один из примеров разгоревшейся войны. Она ведется "по всем фронтам", вплоть до того, что в конце прошлого года администрация аэропорта пригрозила закрыть последнюю действовавшую в здании аэровокзала авиакассу базового перевозчика и лишить "Сибирь" помещения для представителя авиакомпании.

Ни вашим ни нашим

Интрига текущих боевых действий заслоняет стратегические намерения противников, которые, по логике развития бизнеса, должны бы иметь общую цель, а именно — развитие воздушной гавани.

"Сибирь" первой заговорила о необходимости коренной реконструкции своего базового аэропорта. Авиакомпания хотела бы не только летать из современного порта, соответствующего международным стандартам, но и превратить его в транспортный узел, где стыковались бы рейсы и российских и зарубежных перевозчиков.

Весной 2002 г. "Сибирь" выступила инициатором проведения тендера на подготовку проекта реконструкции "Толмачево". Победителем тендера стал российско-немецкий консорциум "Внешаудит-ПАКК-Obermeyer" с проектом стоимостью 200 млн долл. Но уже осенью 2002 г. совет директоров "Толмачево" решил повременить с глобальной реконструкцией, мотивировав это тем, что расчеты консультантов касательно роста пассажиропотока до 5 млн чел. в год в течение нескольких ближайших лет слишком оптимистичны. Акционеры решили ограничиться "косметической" реконструкцией аэропорта стоимостью 200 млн руб., около 100 млн из которых было освоено в 2003 г.

В 2003 г. идея серьезной реконструкции вновь ожила. Проект "Внешаудит-ПАКК-Obermeyer" реабилитировали, но посчитали его слишком дорогим и решили привлечь альтернативного разработчика, которым стал институт "Дальаэропроект". Его аппетиты оказались гораздо скромнее — 90 млн долл., и тем он снискал поддержку менеджмента "Толмачево".

Оба проекта исходят из пассажиропотока в 5 млн чел. в год (этого показателя предполагается достичь через 8 лет), предусматривают строительство второй взлетно-посадочной полосы, объектов инфраструктуры и т. д. Разница в стоимости объясняется подходом к новому терминалу. Консорциум предлагает построить его с нуля, "Дальаэропроект" — объединить два существующих, отдельно стоящих терминала внутренних и международных линий и на их базе создать новый.

4 февраля состоялся совет директоров "Толмачево", на котором из имеющихся двух концепций перспективного развития аэропорта предстояло выбрать окончательный вариант. Совет принял оригинальное решение: не отдавая предпочтения какому-то одному проекту, оставил последнее слово за инвесторами, которым будут предлагаться оба варианта.

За время подготовки и согласований оба проекта подорожали: реализацию своей концепции "Внешаудит-ПАКК-Obermeyer" оценивает в 253 млн долл., "Дальаэропроект" — в 110 млн долл.

Председатель совета директоров "Толмачево" Дмитрий Верховод считает, что для потенциальных инвесторов наличие двух проектов удобнее: "Мы не навязываем "дорогое" или "дешевое" решение, а предлагаем выбор. Окончательное слово останется за инвестором". По мнению г-на Верховода, скорее всего финансирование будет осуществляться частично за счет привлеченных кредитных ресурсов, частично — на средства стратегических инвесторов, привлечению которых должна способствовать приватизация аэропорта.

Кто купит "Толмачево"?

На 2004 г. намечена продажа контрольного пакета акций "Толмачево", принадлежащего государству. О своих намерениях участвовать в аукционе по его приобретению до сих пор заявляли только две компании: "Сибирь", с оговоркой о приемлемой цене как необходимом условии, и группа "Промышленное развитие", связанная с Московским речным пароходством. В прошлом году эта группа провела несколько сделок, консолидировав пакет акций "Толмачево" больше блокирующего.

Аналитики среди других возможных претендентов на госпакет называют "Альфа-Групп", Национальный резервный банк, а также компании, которые проявляли интерес к тендеру на "Шереметьево".

Сейчас, по словам советника министра имущественных отношений Александра Бородина, идет процедура оценки госпакета "Толмачево". Ранее ориентировочной стоимостью пакета он называл сумму в 20 млн долл. Аналитики давали более оптимистичные прогнозы — до 30 млн долл. И представители Минимущества, и участники рынка неоднократно высказывали соображения, что на цене пакета может сказаться непрекращающаяся череда судебных споров, в которые вовлечен аэропорт. Нельзя исключать, что компромиссное решение о выборе проекта реконструкции "Толмачево" продиктовано в том числе попыткой "перебить" существующий негативный фон вокруг новосибирского аэропорта.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.