Антироссийские санкции меняют мировые туристические потоки

Затянувшийся российско-украинский конфликт выльется в ущерб порядка 14 млрд долларов для мировой туристической отрасли
Египетский флагман Egyptair возобновил прямые рейсов между Москвой и Каиром в середине апреля на самолете Boeing 737-800
:: Домодедово

ATO.ru — Широкомасштабные санкции, введенные после начала специальной военной операции РФ на Украине, привели к полному прекращению полетов между Россией и ЕС, США, Канадой и Великобританией. Однако для авиакомпаний за пределами конфликтующих территорий ситуация не столь однозначна. Хотя многие иностранные перевозчики отменили прямые рейсы в Россию, другие все еще рассчитывают заполучить часть российского пассажиропотока, несмотря на прогнозы о его неизбежном сокращении по причине падающей покупательной способности населения.

Авиатранспортные потоки из/в РФ стали перераспределяться незамедлительно после введения санкций: повышенным спросом пользуются маршруты через Сербию, Турцию, Армению и ОАЭ, отчасти со стороны пассажиров, конечными пунктам назначения для которых являются США, Европа или Азия. И хотя сейчас часть пассажиропотока составляют эмигранты, в более отдаленной перспективе глобальная коммерческая авиация ощутит последствия потери российского туризма. По данным Всемирной организации по туризму ООН (UNWTO), в 2020 году около 3% от затрат на международный туризм пришлось на путешественников из России и с Украины. "Затянувшийся конфликт выльется в ущерб порядка 14 млрд долл. для туристической отрасли в этом году, — сообщили в организации. — Значение обоих рынков высоко для соседних стран, а также для европейских морских курортов. Кроме того, российский туризм существенно вырос на дальнемагистральных направлениях, таких как Мальдивы, Сейшелы и Шри-Ланка, во время пандемии".

До появления COVID-19 Турция привлекала огромное число туристов из России: почти 6 млн чел. в 2018 году и более 7 млн чел. в 2019-м, согласно статистике Совета по туризму Турции. В настоящее время национальный перевозчик Турции Turkish Airlines по-прежнему выполняет рейсы в Москву и Санкт-Петербург, хотя рейсы в Минск, Ростов, Сочи и Екатеринбург отменены до 31 мая.

Турецкая лоукост-авиакомпания Pegasus Airlines летает в Москву (21 раз в неделю) и Санкт-Петербург (4 раза в неделю). На ее сайте значится восемь направлений в России и три рейса в Москву из Измира, Даламана и Газиантепа с неназначенными датами. "Выполнение рейсов Pegasus Airlines в Грозный, Краснодар, Махачкалу и Минеральные Воды в настоящее время приостановлено", — подтвердил представитель авиакомпании.

Турецкие СМИ недавно сообщили, что правительство рассматривает создание новой авиакомпании под названием Southwind, которая должна способствовать поддержанию туристических потоков из России. Авиакомпания может начать полеты в мае — с парком из пяти самолетов Airbus. Органы гражданской авиации Турции не дают комментариев на эту тему.

Египетский флагман Egyptair возобновил прямые рейсы между Москвой и Каиром в середине апреля на самолете Boeing 737-800. "Бронирование этих рейсов проходит нормально", — прокомментировал представитель компании, добавив, что авиакомпания планирует открыть прямые рейсы из российских городов в Шарм-эль-Шейх и Хургаду.

Обслуживать российский рынок продолжают перевозчики из стран Персидского залива. "Рейсы Qatar Airways в Россию выполняются по расписанию, мы помогаем людям осуществлять их потребности в авиаперевозках, в том числе для воссоединения с семьями, — заявил представитель Qatar Airways. — Мы продолжаем следить за развитием ситуации и обеспечиваем безопасность пассажиров и экипажей".

Тим Кларк, президент Emirates, сообщил, что авиакомпания будет выполнять полеты в Москву и Санкт-Петербург, если только правительство ОАЭ не издаст указ о закрытии авиасообщения с Россией. ОАЭ не присоединились к санкциям против РФ, несмотря на призывы руководителей западных стран.

В Шарджу из Москвы дважды в день летает низкобюджетная Air Arabia.

Израильская El Al Israel Airlines также продолжает выполнять полеты в Россию. "El Al выполняет рейсы по поручению правительства Израиля, и мы продолжим предоставлять возможность авиасообщения для граждан Израиля и лиц еврейской национальности в России так долго, как только возможно", — заявляла ранее авиакомпания. Постсоветская еврейская диаспора в Израиле является крупнейшей в мире и насчитывает около 1 млн чел. Израиль также по-прежнему принимает рейсы российских авиакомпаний.

Для рынков, которые раньше зависели от российских туристов, предстоит гонка по привлечению гостей из других стран. По мере восстановления отрасли от последствий пандемии это неизбежно приведет к появлению новых маршрутов.

Правительство Вьетнама не потребовало прекращения авиасообщения с Москвой, однако национальный перевозчик Vietnam Airlines с 25 марта приостановил выполнение рейсов из Ханоя в Москву для "пересмотра процедур, требований и правил, связанных с производством полетов на территорию России". Частный лоукост-перевозчик Vietjet Air ранее взял в лизинг дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты Airbus A330 прицельно под выполнение прямых рейсов в Москву в этом году, однако пока эти планы не реализованы.

До пандемии одним из наиболее популярных туристических направлений у российских граждан был Таиланд. С открытия Таиланда после пандемии в июле 2021 года страну посетили 57 тыс. россиян. Сейчас российские авиакомпании не выполняют рейсы в Таиланд; приостановила рейсы в РФ и Thai Airways.  — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.