Балтийский хаб

Феномен интенсивного развития рижского аэропорта, в советские времена топтавшегося на задворках авиационной империи, сейчас не только приковывает завистливые взгляды прибалтийских соседей, но и вызывает заметный интерес со стороны европейских и российских коллег. Невысокая даже по европейским меркам географическая протяженность Латвии, немногочисленное население, по количеству сравнимое с одним из московских округов, отсутствие сырья и энергоресурсов, острая конкуренция с наземным транспортом — все эти факторы не создавали предпосылок к возрождению и развитию отрасли гражданской авиации. Однако умение рижского авиаузла и государственного авиаперевозчика Латвии airBaltic работать в тандеме превратило некогда провинциальный аэропорт в крупный центр с европейскими стандартами. Впереди еще более масштабный план — занять нишу северо-восточного транзитного узла.

Идея создания из Международного аэропорта Риги северного хаба еще несколько лет назад могла показаться слишком амбициозной. На 1990 г. пришелся последний пиковый показатель по объему пассажиропотока — тогда рижский авиаузел принял 2 млн бывших советских граждан. После распада СССР авиационное сообщение в регионе надолго съежилось и вновь начало принимать форму лишь в 2004 г. после вступления страны в ЕС и подписания Шенгенского соглашения. Европейская интеграция дала Латвии очевидное преимущество: право летать латвийской авиакомпании airBaltic в воздушном пространстве стран Евросоюза без ограничений. Разумеется, присоединение страны к системе европейского открытого неба привело на международный рынок Латвии зарубежные низкотарифные авиакомпании, в том числе одну из сильнейших — Ryanair, что должно было осложнить развитие собственного перевозчика. Однако здоровая конкуренция помогла airBaltic закалиться в обострившейся борьбе за пассажиров, улучшить сервис и остаться бюджетной. Активное участие отраслевого министерства в развитии авиатранспортной сети и неординарный маркетинговый подход airBaltic позволили компании не только упрочить свои позиции внутри Латвии, но и охватить весь прибалтийский рынок. Сразу после вступления Латвии в ЕС airBaltic начала наращивать свое присутствие в Прибалтийском регионе, открыв 5 прямых рейсов из Вильнюса в европейские города, а через полгода добавив к ним еще 4 направления. Экспансия латвийского оператора проходила под безразличное молчание литовских коллег, но в итоге две местные авиакомпании — Air Lithuania и flyLAL — прекратили авиаперевозки. Вероятно, причиной сложившейся ситуации послужила неверная оценка сил: литовское правительство, взвесив шансы собственных авиаперевозчиков после вступления страны в ЕС, в надежде удержать свою долю рынка приняло решение не пускать к себе европейские низкотарифные авиакомпании, не заметив при этом тени от крыльев airBaltic.
Президент и гендиректор airBaltic Бертольт Флик отмечает высокие аэропортовые сборы в Вильнюсе и Таллине и критикует недостаточно динамичную авиационную политику, которой придерживаются эти соседние аэропорты. Так, замедление темпов роста в Таллине наблюдалось еще в 2008 г., когда экономическая буря только подбиралась к Прибалтике, а в регионе до середины 2008 г. отмечались высокие темпы экономического роста. По итогам 2008 г. пассажиропоток в Таллине достиг 1,8 млн чел., рост составил 5%, тогда как годом ранее этот показатель равнялся 12%. Аэропорт Вильнюса сохранил в 2008 г. прежний темп роста (19% против 18% годом ранее), было обслужено свыше 2 млн пасс.
Показатели 2009 г. демонстрируют полномасштабное влияние кризиса. Среднее падение пассажиропотока в Таллине по итогам четырех месяцев составило 25,6%, а в Вильнюсе по результатам пяти месяцев — 39,4%.
Эти показатели резко контрастируют с ситуацией в Риге. Правительство Латвии и администрация аэропорта выбрали более расторопную и чуткую к изменениям экономического климата политику, сделав аэропортовые сборы самыми низкими в Европе. Рижский аэропорт стал третьим быстрорастущим аэропортом в Европе в своем классе, обслужив в прошлом году 3,7 млн пасс., что почти в полтора раза превышает население всей страны. С начала 2009 г., несмотря на глобальный кризис и крайне тяжелую ситуацию с экономикой Латвии в целом (только за I квартал ВВП республики сократился на 18%), в аэропорту отмечается рост пассажироперевозок на 10%. А компания airBaltic в I квартале 2009 г. увеличила пассажиропоток в аэропорту базирования на 36%. Апрель показал еще более впечатляющие результаты — на фоне продолжающейся экономической депрессии авиакомпания обслужила в аэропорту Риги на 56% пассажиров больше, чем в аналогичный период прошлого года. В мае перевозчик открыл из Риги три новых направления — в Женеву, Турку и Каунас. Таким образом, собственная маршрутная сеть airBaltic сейчас превышает 50 направлений, а количество конечных маршрутов в рижском аэропорту — свыше 70. В 2009 г. airBaltic рассчитывает перевести полмиллиона пассажиров.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№193, октябрь 2018
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.