Банкротство по-американски

21 ноября 2008 г. ООО "Эйрюнион" (управляющая компания альянса AiRUnion) подало в Арбитражный суд Москвы иск о признании себя банкротом. При общем долге в 4 млрд долл. активов у компании нет, а значит, и шансы кредиторов на получение хотя бы части сумм по обязательствам AiRUnion весьма призрачны.
Употребление слова "банкротство" в одном предложении со словом "авиакомпания" — привычное дело в мировом авиатранспорте. Но банкротства бывают разные. В большинстве стран мира кредиторы потащат должника в суд задолго до того, как у него ничего не останется за душой, и просто уйти в туман, объявив дефолт по обязательствам, не получится. В этой связи интересен опыт США, где, кажется, найден некий компромисс между интересами кредиторов и должников.
В отличие от многих стран, чьи законы о несостоятельности предполагают быструю ликвидацию обанкротившейся компании и распродажу ее активов для выплаты долгов, американское законодательство о банкротстве прежде всего оперирует понятиями реорганизации и финансового оздоровления должника. Эта концепция ставит во главу угла интересы кредиторов и дольщиков: стоимость работающего предприятия может оказаться выше той суммы, которую выручили бы путем распродажи ее собственности. Правда, так происходит далеко не всегда: по данным Административного управления федеральных судов США, количество заявлений о банкротстве через ликвидацию в три-четыре раза превышает количество заявлений о банкротстве через реорганизацию.
Основным юридическим документом, регламентирующим процедуры банкротства в США, является Раздел 11 Свода законов, известный как Кодекс о банкротстве (вступил в силу 1 октября 1979 г.). Главы 1, 3 и 5 описывают общие положения и принципы судопроизводства, а главы 7, 9, 11, 12, 13 и 15 — частные случаи банкротства. К крупным компаниям, включая авиаперевозчиков, как правило, применяются Глава 7 ("Ликвидация") и Глава 11 ("Реорганизация").
При банкротстве в соответствии с Главой 7 назначенный арбитражным судом управляющий распродает собственность должника и распределяет вырученные средства между заинтересованными сторонами: кредиторами и дольщиками.
Гораздо более интересные процессы происходят при банкротстве по Главе 11 — ее действие испытали на себе почти все крупнейшие американские перевозчики. В принципе, Глава 11 в определенных случаях тоже предусматривает ликвидацию должника — как правило, силами руководства компании. Считается, что менеджмент предприятия, лучше знакомый с текущим состоянием компании и ситуацией на рынке, может продать ее имущество по более высокой цене, чем арбитражный управляющий. При этом в случае ликвидации по Главе 11 компания-должник может продолжать свою деятельность сколь угодно долго, что дает возможность дождаться наиболее выгодного момента для продажи активов.
Главное преимущество Главы 11 с точки зрения должника — возможность реорганизации компании силами ее руководства без прекращения операционной деятельности. Правда, существует ряд ограничений на пользование Главой 11: к ней не могут прибегнуть должники из числа, например, биржевых брокеров, железнодорожных перевозчиков, банковских организаций и страховых компаний.
Глава 11 предусматривает три компонента финансового оздоровления: обеспечение устойчивости функционирования компании, реструктуризацию ее активов, а также разработку и реализацию плана реорганизации.
Должник вправе добровольно подавать заявление о начале процедуры банкротства в рамках Главы 11. При этом не обязательно, чтобы компания на тот момент была юридически неплатежеспособной. Немаловажное преимущество добровольной подачи заявления заключается в том, что подающая сторона имеет право выбора арбитражного суда, в котором будет слушаться дело, — это может быть, например, суд по месту жительства владельца, по юридическому адресу компании или его основных активов. Теоретически должник имеет возможность выбрать суд, который, по его мнению, более снисходительно отнесется к нему, а не к его кредиторам.
С момента принятия дела о банкротстве к производству кредиторы не могут предъявлять к должнику никаких новых долговых требований — суд исходит только из совокупности претензий к компании, имевшихся на момент начала процедуры банкротства.
Глава 11 во многом обязана своей популярностью среди должников так называемому правилу автоматической приостановки (automatic stay), которое запрещает кредиторам после возбуждения дела о банкротстве предпринимать любые действия по взысканию долгов или аресту имущества должника. Таким образом компания может продолжать свою деятельность, не тратя время и средства на судебные тяжбы. Правило автоматической приостановки обеспечивает принцип равенства заинтересованных сторон, не позволяя кому-либо из кредиторов в индивидуальном порядке взыскать собственность должника, нарушая таким образом права других кредиторов.
Правда, из этого правила имеется немаловажное исключение, касающееся авиакомпаний: автоматическая приостановка применительно к арендованной авиатехнике — воздушным судам, силовым установкам и запчастям — действует только в течение первых 59 дней с момента начала процедуры банкротства. Начиная с 60-го дня, арендодатель имеет право вернуть технику себе, если на тот момент у должника имеются перед ним непогашенные обязательства. У авиакомпании в этой ситуации есть четыре возможных способа действия: оперативно погасить все долги перед арендодателем, вернуть технику арендодателю, попытаться договориться о продлении срока автоматической приостановки или продолжать использовать технику по истечении 59 дней, зная, что на нее в любой момент может быть наложен арест.
Следующим шагом после начала делопроизводства по Главе 11 является составление плана реорганизации, который должен учитывать интересы всех кредиторов. План одобряется заинтересованными сторонами путем голосования и принимается арбитражным судом.
И здесь у должника есть большое преимущество в виде исключительного права подавать собственный план реорганизации в течение 120 дней с момента начала делопроизводства. Такой план может быть одобрен в продолжение 180 дней с момента начала делопроизводства. Если же суд признает, что компания-должник имеет сложную организационную структуру и на ее реструктуризацию потребуется время, то период исключительного права на подачу плана реорганизации может быть продлен до 18 месяцев, а период его одобрения — до 20 месяцев.
Если по истечении установленного срока план должника так и не будет принят, он может подать новый план, но уже на общих основаниях, в конкуренции с другими заинтересованными сторонами. Если ни один план в итоге не будет одобрен, суд вправе переквалифицировать дело о банкротстве в ликвидацию в рамках Главы 7.
Как правило, при реорганизации должник получает автоматическое разрешение продолжать свою деятельность. Руководство компании при этом обладает почти тем же объемом полномочий, что и судебный управляющий, назначаемый судом при ликвидации по Главе 7. В крайне редких случаях — если кредиторы сумеют доказать некомпетентность или злой умысел в действиях руководства компании-должника — для проведения реорганизации может быть назначен внешний управляющий.
На период реорганизации должник сохраняет право собственности на имущество и может продолжать использовать его, продавать или сдавать в аренду — при условии, что такие действия не ущемляют интересы кредиторов и предпринимаются с целью увеличения капитализации компании. Кроме того, Кодекс о банкротстве поощряет кредиторов на выдачу должнику новых кредитов. Кредит, выданный должнику после начала процедуры банкротства подлежит выплате в приоритетном порядке. Должник может также рассчитывать при согласии суда на освобождение от определенных обременительных обязательств, таких как соглашения с профсоюзами или договоры с поставщиками.
Очевидно, что подобная "санаторно-курортная" реорганизация гораздо более предпочтительна для должника, чем ликвидация по Главе 7. Неудивительно, что многие американские компании прибегают к защите, предоставляемой Главой 11, — в том числе активно пользуются ею и авиаперевозчики. Согласно данным интернет-ресурса Web Bankruptcy Research Database, с 1980 г. преимуществами Главы 11 воспользовались 19 авиакомпаний, причем пять из них — дважды.
Правда, далеко не всем из этих авиакомпаний 11 Глава пошла на пользу: половины из них уже не существует. Некоторые перешли в новое качество после поглощения, но основная часть обанкротилась по-настоящему — с ликвидацией и распродажей имущества. По всей видимости, "тепличная" реструктуризация не в силах привить слабым авиаперевозчикам пожизненный иммунитет к жестким рыночным условиям и ошибкам менеджмента. Тем не менее принципиальное достоинство Главы 11 заключается в том, что она предоставляет действенный механизм, позволяющий авиаперевозчику даже в состоянии банкротства продолжать свою операционную деятельность и выполнять обязательства перед пассажирами.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.