Бастион над Невой

Федеральное государственное унитарное авиапредприятие "Пулково", объединяющее в себе одноименные авиакомпанию и аэропорт, все чаще упоминается в связи с подготовкой к торжествам, связанным с 300-летием Санкт-Петербурга. Северная столица примет у себя глав государств-членов "большой восьмерки" и сопровождающие их официальные делегации, а также ожидает наплыва иностранных туристов. Пик торжеств придется на последние дни мая, когда город планируют посетить до 40 правительственных делегаций из разных стран мира.
Специальные комиссии по подготовке юбилейных мероприятий как на федеральном, так и на городском уровне контролируют ход подготовительных работ, существенная часть которых приходится на аэропорт Санкт-Петербурга. "Пулково" переживает очередную реконструкцию и модернизацию, а специалисты авиапредприятия отрабатывают поминутные графики приема и отправки самолетов в этот ответственный период.
Очевидно, что нынешний год принесет авиапредприятию не только дополнительные хлопоты, но и существенный прирост производственных показателей. Сложнее прогнозировать рост прибыли, ведь значительную часть работ по реконструкции предприятие ведет за свой счет.
Но в любом случае предстоящие торжества привлекут внимание власть имущих к крупнейшему в отечественной гражданской авиации государственному предприятию. Как сложится его дальнейшая судьба? Новый закон о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий предусматривает их акционирование, а общие тенденции рынка требуют дерегулирования отрасли воздушных перевозок, разделения авиапредприятий на авиакомпании и аэропорты. Но возможен и другой сценарий: сторонники государственного управления отраслью могут инициировать процесс слияния двух госпредприятий, питерского "Пулково" и московской государственной транспортной компании "Россия", с целью создания второго по своим ресурсам после "Аэрофлота" перевозчика. Ну и, наконец, не исключен еще один вариант развития событий — предприятие акционируют, но оставят неразделенным в государственной собственности, сохранив его статус-кво. Вероятно, такой исход наиболее предпочтителен как для администрации "Пулково", так и для питерских властей, ведь нынешнее положение авиапредприятия и его прочное позиционирование как лидера авиаперевозок на Северо-Западе страны их, судя по всему, полностью устраивает.

В аэропорту "Пулково", в обоих терминалах и на подходах к ним, кипит работа. Строительные леса и защитная пленка охватывают фасады как международного терминала "Пулково-2", так и "Пулково-1". Идет масштабная реконструкция, которая позволит Питеру не ударить в грязь лицом, встречая многочисленных гостей юбилейных торжеств Санкт-Петербурга.

Модернизация аэродрома и аэровокзального комплекса проводится уже не первый год (см. АТО # 21, стр. 44 и # 29, стр. 48), но предстоящие события заставляют администрацию "Пулково" поторопиться. К настоящему моменту закончен выборочный капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы # 1 с заменой светосигнального оборудования и покрытия, частично реконструированы перроны, оборудована привокзальная площадь перед аэровокзалом "Пулково-2".

К апрелю 2003 г. завершится первый этап реконструкции международного терминала "Пулково-2": будут сданы павильоны вылета и прилета, посадочная галерея, установлен четвертый телескопический трап для посадки и высадки пассажиров, закончатся работы в бизнес-салонах и VIP-зале. По некоторым сведениям, этот этап работ обойдется в 55-60 млн долл., но позволит увеличить пропускную способность терминала с 800 до 1800 пасс./ч.

Идет закупка дополнительной аэродромной техники, в частности перронных автобусов для перевозки пассажиров, тягачей для буксировки самолетов, самоходных трапов.

К началу мая будут завершены работы и в терминале "Пулково-1", где помимо обновления фасада, замены остекления ведутся интенсивные работы по созданию дополнительных секторов обслуживания официальных делегаций, ремонтируются подъездные дороги и привокзальная площадь.

"Пулково" в 2002 году

Объем пассажирских перевозок собственным авиапарком "Пулково" в 2002 г. увеличился по сравнению с 2001 г. на 10,2% и составил 2,070 млн чел. На внутренних линиях перевезено 1,089 млн пасс., на 7% больше, чем в прошлом году, а на международных линиях — свыше 980,5 тыс. пасс. (прирост 14,1%).

Перевозки грузов и почты выросли на 1,8%, до 7267 т, из которых 6156 т доставлено на внутренних линиях (падение на 0,4%), а 1113 т — на международных (увеличение на 16,5% по сравнению с прошлым годом).

Парк самолетов авиапредприятия составляют 21 Ту-154, 11 Ту-134 и 8 Ил-86.

Аэропорт "Пулково" за 2002 г. обслужил 3,155 млн пасс., что на 10,1% больше показателя 2001 г. 1,574 млн чел. воспользовались услугами внутренних авиалиний (прирост 9,2%), а 1,581 млн пасс. — услугами международных (увеличение на 11% по сравнению с прошлым годом).

За 12 месяцев 2002 г. через аэропорт "Пулково" перевезено 23,133 тыс. т груза и почты, на 9,3% больше, чем за 2001 г. На внутренних линиях перевозки составили 18,028 тыс. т (прирост 8,5%); на международных — 5,105 тыс. т. (увеличение на 12,7%).

Именно на "Пулково-1" ляжет наиболее почетная, но и ответственная задача принимать глав государств, прибывающих на заседание "большой восьмерки". Как рассказали АТО сотрудники предприятия, в пиковое время ожидается практически одновременное прибытие до 5 самолетов с главами государств. Чтобы справиться с таким наплывом гостей, администрация "Пулково" на 3 дня полностью закроет терминал для обычных рейсов по расписанию, а часть самолетов будет вынуждена направить на "отстой" в другие аэропорты региона.

Бурная деятельность в аэропортовом комплексе, судя по всему, не влияет на планомерное развитие другой составляющей части авиапредприятия — его летно-технического комплекса.

Раскидывая сеть

В январе этого года состоялась торжественная церемония открытия представительства ФГУАП "Пулково" в Стамбуле. Оно разместилось в престижном месте на одной из центральных улиц деловой столицы Турции, неподалеку от представительств других авиакомпаний, в том числе и "Аэрофлота", под флагом которого питерский перевозчик долгое время выполнял свои зарубежные рейсы.

Открытие собственного представительства, ставшего уже восемнадцатым в странах дальнего зарубежья, свидетельствует об устойчивости курса "Пулково" на расширение своего позиционирования на мировом рынке (см. АТО # 34, стр. 13). Только в 2002 г. были открыты представительства в Сеуле, Афинах, Пекине и Цюрихе. А всего на сегодняшний день действует уже сорок один представительский офис "Пулково": 18 в городах дальнего зарубежья, 7 в СНГ и 17 в России.

По словам Сергея Белова, руководителя летно-технического комплекса, в ближайших планах — учреждение представительств в Великобритании, Италии, Испании. Соответствующие межправительственные протоколы подписаны, и теперь авиапредприятие ожидает формальных решений госслужб, утверждающих "Пулково" в качестве одного из назначенных российских перевозчиков в эти страны.

Летая под чужим флагом, "Пулково" было ограничено в развитии, да и удовольствие это само по себе было недешевым — обладателю прав на обслуживание данной линии приходилось платить. Поэтому авиакомпания, добившись права полетов под собственным кодом, считает необходимым формировать сеть собственных представительств в тех странах, куда она летает.

Сергей Белов отвергает возможность использования для целей представительства генеральных агентов. "Агент имеет собственные, не всегда совпадающие с нашими интересы, и авиакомпания на данном направлении полностью зависит от того, насколько добросовестно он работает, — считает Белов. — В административном плане предпочтительнее работать с подчиненными тебе сотрудниками компании".

Собственный представитель помогает лучше изучить рыночную ситуацию на конкретном направлении, а работа представительства способствует подготовке все новых специалистов, умеющих работать в современных условиях, повышению квалификации кадров, считают в "Пулково". При этом авиакомпания не отказывается от работы с мелкими агентами, которые позволяют расширять сеть продаж.

ЗАО "Грузовой терминал Пулково (ГТП)" является одним из крупнейших в России (и единственным на Северо-Западе) грузовых авиационных терминальных комплексов. Приступив к работе в марте 2002 г., ЗАО ГТП осуществляло наземную обработку грузов 32 российских и 15 международных авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы в Санкт-Петербург, а также обслуживание грузовых чартерных авиарейсов.

За 2002 г. обработано 14185 т груза внутренних рейсов (из них 9191 т — регулярных и 4995 т — чартерных рейсов).

С мая 2002 г. ЗАО ГТП обслуживает и международные рейсы. Всего в период с мая по декабрь обработано 2800 т международного груза, из них 150 т груза чартерных рейсов).

ЗАО "Грузовой терминал Пулково" — совместное российско-германское предприятие. Его акционерами являются ФГУАП "Пулково" (40% акций), немецкий концерн GlobeGround GmbH (40%) и российская строительная компания "Ленстройжилсервис" (20%).

Турция является одним из крупнейших зарубежных рынков для перевозчика из Санкт-Петербурга. Дело, конечно, не в регулярных рейсах в Стамбул — они пока выполняются с частотой 2 раза в неделю, по средам и воскресеньям, на самолете Ту-154. Генеральное представительство призвано не только развивать полеты на этом направлении, но и контролировать работу местных агентов "Пулково", обслуживающих чартерные рейсы в курортные центры Турции. За 2002 г. "Пулково" осуществило в общей сложности 259 таких рейсов, что на 17% больше, чем в 2001 г., а объем перевезенных на них пассажиров достиг 145 тыс. чел. — на 16% выше прошлогоднего показателя. Последние два года авиапредприятие выполняет полеты на курорты Турции не только из Санкт-Петербурга, но и из Москвы (в прошлом году — 71 рейс). "Пулково" тесно сотрудничает со столичными туроператорами, реализуя многочисленные чартерные программы, и снискало у них репутацию пусть и не дешевого, но надежного перевозчика.

Между столицами

Московское направление является одним из важнейших в деятельности авиапредприятия. До недавних пор линия Санкт-Петербург-Москва давала "Пулково" почти половину всего пассажиропотока на внутренних рейсах, и лишь в последние год-два эта доля несколько уменьшилась, прежде всего за счет интенсивного развития перевозчиком сети внутрироссийских маршрутов. Вероятно, играет свою роль и нарастающая конкуренция на линии.

В настоящее время ее, помимо "Пулково", обслуживают "Аэрофлот", "Трансаэро" и ГТК "Россия". Эпизодически выполняют полеты "Энкор", "Алания", "Авиалинии Дагестана". Обвинения в адрес "Пулково" в протекционизме своего рынка Сергей Белов отвергает как необоснованные. "Нас ведь не спрашивают, кому давать лицензию на полеты в Санкт-Петербург, а кому нет", — объясняет он. Впрочем, руководитель летного комплекса не считает, что получение лицензии автоматически означает выделение "пришельцу" наилучших слотов в аэропорту. Вывод с ряда линий Ил-86 привел к возрастанию интенсивности полетов в аэропорту, ограничивая возможности выделения новых слотов в пиковое время.

Два года назад рынок авиаперевозок всколыхнуло заявление о возможном слиянии ФГУАП "Пулково" и ГТК "Россия" (см. АТО # 34, стр. 13). Если бы объединение произошло, в воздушном транспорте России появилась бы компания, по своему совокупному парку самолетов и маршрутной сети уступающая лишь "Аэрофлоту". Но за прошедшее с тех пор время сотрудничество компаний свелось лишь к отдельным коммерческим соглашениям на ряде маршрутов. По словам Сергея Белова, союз с ГТК "Россия" замышлялся в первую очередь для эффективного использования отечественных самолетов нового поколения, которые планировала получить московская авиакомпания. Однако на этом пути возникло несколько осложнений. Во-первых, темпы поступления Ту-214 сильно отстают от первоначально запланированных. Кроме того, до сих пор не решены правовые вопросы совместной эксплуатации, что не позволяет гибко использовать парк одного перевозчика на линиях другого.

"Пулково" уже получило лицензии и назначения на регулярные дальнемагистральные линии, связывающие Санкт-Петербург с Пекином и Сеулом, но пока не может полностью реализовать их потенциал из-за отсутствия эффективных на таких дальних маршрутах воздушных судов и выполняет полеты на Ту-154 с промежуточной посадкой. Насколько можно понять, именно на них могли бы использоваться наилучшим образом самолеты Ту-214, которые приобретает ГТК "Россия".

Грузовой бизнес

В марте прошлого года в "Пулково" приступило к работе ЗАО "Карго Терминал "Пулково"", призванное существенно развить бизнес грузоперевозок.

ФГУАП "Пулково" выступило в качестве соучредителя этого предприятия совместно с немецким концерном GlobeGround GmbH и российской строительной компанией "Ленстройжилсервис". Одной из основных целей создания современного, конкурентоспособного терминала является увеличение транзита авиагрузов через Санкт-Петербург. Проект реализовывался почти пять лет.

Как рассказал АТО Франк Уве Унгерер, управляющий директор совместного предприятия, практическую деятельность терминал начал 1 марта 2002 г., сначала в интересах внутренних перевозок, а затем, через 2 месяца, приступил к обработке международных грузов.

Склад был спроектирован специалистами Lufthansa Consulting и отвечает самым современным требованиям по своему оборудованию. В частности, в нем есть 6 холодильных и морозильных комнат. Все необходимые службы, включая таможенный пост, находятся в одном здании, что упрощает и ускоряет работу.

Терминал обрабатывает до 2200 т в месяц, за первый год деятельности предполагается обработать примерно 22 тыс. т при располагаемой мощности до 40 тыс. т.

Проект предполагает строительство второй очереди терминала, что увеличит его мощность до 60 тыс. т, а третья очередь позволит довести ее до 100 тыс. т.

Все операции в терминале компьютеризованы, а современные IT-технологии позволяют клиенту в реальном масштабе времени отслеживать прохождение его грузов. Такой возможностью сейчас в России располагает только грузовой терминал в "Шереметьево".

В планах операторов терминала — привлечение большего количества международных перевозчиков, создание международного грузового хаба с возможностью интермодальной обработки грузов. В качестве основных конкурентов г-н Унгерер рассматривает грузовые терминалы аэропортов Москвы, Хельсинки и Владивостока. В последнем случае речь идет о перевалке грузов, идущих морем из США, на авиатранспорт.

По рассказу Франка Уве Унгерера, начало деятельности терминала складывалось непросто. Если с организационной и эксплуатационной точки зрения все заработало как часы, то с клиентами возникли проблемы. Более высокий уровень сервиса, дорогие технологии повлекли за собой высокие расценки за услуги терминала, и пришлось проводить длительную кропотливую индивидуальную работу с каждым перевозчиком, объясняя преимущества новых технологий.

Г-н Унгерер подчеркивает, что с самого начала работа терминала отличается "чистотой и прозрачностью". "Вы же знаете, многие предпочитают устанавливать с таможней некие особые отношения. Мы не применяем и не будем применять подобную практику, — заявил Унгерер. — Мы ценим те взаимно доверительные отношения, которые сложились с таможенной службой".

В настоящее время обслуживание самолетов ведется круглосуточно, но груз выпускается только в дневное время.

Оправдываются ли те прогнозы, которые легли в основу технико-экономического обоснования создания терминала? По словам управляющего директора, с финансовой точки зрения — да, а вот с точки зрения объемов обрабатываемых грузов — нет. "Прогноз грузоперевозок, пожалуй, был чересчур оптимистичным" — считает он. Между тем темпы роста в планы заложены серьезные: 15% ежегодно. Если по чартерным перевозкам рост весьма ощутим, то объемы международных грузоперевозок на регулярных пассажирских рейсах остаются примерно постоянными. "Те типы самолетов, которые используются иностранными операторами для полетов в Санкт-Петербург, имеют ограниченные возможности по доставке грузов — объясняет исполнительный директор. — А специализированных грузовых рейсов в "Пулково" иностранцы не выполняют". Поэтому в перспективных планах операторов терминала — привлечение операторов крупных грузовых самолетов.

По мнению управляющего директора, более открытая политика аэропорта, привлечение новых перевозчиков послужили бы развитию грузового бизнеса. По его мнению, возможности "Пулково" используются далеко не полностью. Прогнозируемый рост потока гостей Санкт-Петербурга, ожидаемый в этом году, может стимулировать и грузоперевозки. Руководство грузотерминала надеется, что новые авиакомпании, которые посетят аэропорт, оценят возможности развития бизнеса.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.