Большие перемены

TSA разрешило проносить на борт некоторые предметы, ранее считавшиеся потенциальным оружием

Джон М. ДОЙЛ, Вашингтон
В соответствии с принятой в США новой стратегией обеспечения безопасности воздушных перевозок пассажиры смогут взять на борт самолета, к примеру, ножницы короче 10 см. При этом провоз в ручной клади ножей любого размера по-прежнему запрещен.
Управление безопасности на транспорте (TSA) пытается несколько изменить основные направления своей деятельности, решая две задачи: предотвратить проникновение на борт проносящих взрывчатку террористов-смертников и сократить число сотрудников служб безопасности. Основные усилия будут направлены на обнаружение взрывчатых веществ, а задача выявления у пассажиров небольших острых предметов, которые можно было бы использовать в качестве холодного оружия, например ножниц и пилок для ногтей, отходит на второй план.
Руководитель TSA Эдмунд (Кип) Хоули, который и раньше высказывался о необходимости перехода к более гибкой, учитывающей степень риска стратегии обеспечения безопасности, в ноябре прошлого года в серии пресс-конференций рассказал о своих конкретных планах в этом направлении. По его словам, он хочет сделать службы безопасности аэропортов менее привязанными к местам досмотра, расширяя зону их деятельности, отодвигая ее границы за пределы переполненных пассажирами аэровокзалов.
В планы г-на Хоули входит увеличение числа сотрудников с собаками, способными обнаружить взрывчатку, в зоне, прилегающей к аэровокзалам; разрешение руководителям органов федеральной безопасности на местах менять по своему усмотрению процедуры проверки багажа и пассажиров; внедрение последующих (после основной) выборочных проверок пассажиров, даже тех из них, кто стал участником программы зарегистрированных часто летающих пассажиров (Registered Traveler). Эдмунд Хоули считает, что центральным звеном обеспечения безопасности аэропортов должна быть определенная несистематичность, непредсказуемость действий сотрудников службы безопасности, не позволяющая террористам обнаружить и использовать слабые места в системе обеспечения безопасности.
Другая инициатива TSA связана с более тщательным, тактильным досмотром пассажиров при выборочных проверках. Впрочем, когда после двух катастроф российских самолетов в 2004 г., вызванных действиями террористов-смертников, TSA впервые ввело тактильный досмотр пассажиров, от них немедленно посыпались жалобы.
"Обеспечение безопасности на воздушном транспорте требует совместных усилий всех нас — TSA, авиакомпаний, аэропортов и пассажиров", — считает г-н Хоули. Одной из составляющих новой стратегии станет "постоянное непостоянство" процедур проверки багажа и пассажиров. В какой-то день в каком-то аэропорту от пассажиров могут потребовать снять верхнюю одежду, или открыть ноутбук, или снять обувь для проверки в рентгеновской установке.
Разные процедуры проверки в разных аэропортах вызывают постоянные нарекания со стороны пассажиров, деятельность которых связана с частыми полетами. Они утверждают, что такой подход к обеспечению безопасности затрудняет планирование рабочего времени. Однако по мнению руководителей TSA, это "не мешает обычным пассажирам, зато затрудняет действия террористов".
Руководитель Эдмунда Хоули, министр национальной безопасности Майкл Чертов, также с момента назначения на этот пост в начале прошлого года настаивал на переходе к стратегии учета возможного риска. Конечно, установка бронированных дверей кабин пилотов, формирование службы федеральных маршалов на воздушном транспорте и другие предпринятые меры позволили снизить вероятность захвата самолета террористами в полете. Но теперь еще одной проблемой для TSA стало уменьшение конгрессом соответствующих ассигнований. TSA вынуждено сократить число сотрудников в системе проверки багажа и пассажиров с 45 тыс. до 43,5 тыс. чел.
Конгрессмен Джон Майка, председатель комитета по вопросам авиации палаты представителей, заявил, что такие изменения следовало ввести давно. "Использование маленьких ножниц, карманных ножей и пилок для ногтей в качестве оружия больше не является угрозой, как это было раньше", — считает он.
Ассоциация пилотов авиакомпаний назвала изменение стратегии обеспечения безопасности "очень правильным шагом TSA". "Им необходимо сконцентрировать свои усилия на намерениях, а не на содержимом багажа. На людях, а не на предметах", — полагает официальный представитель ассоциации Джон Мэйзор.
Правда, не все довольны планами Эдмунда Хейли. Ассоциация бортпроводников, представляющая интересы персонала 21 авиакомпании США, заявила о том, что небольшие острые предметы по-прежнему представляют опасность. Хотя они и не помогут террористам прорваться сквозь бронированную дверь, но "с их помощью можно убивать бортпроводников или пассажиров", заявил недавно на заседании палаты представителей один из руководителей ассоциации Крис Уитковски.
В докладе Контрольно-финансовой службы правительства, опубликованном в сентябре прошлого года, утверждается также, что еще далеко не все сделано с точки зрения обеспечения авиационной безопасности в сфере подготовки летного состава и бортпроводников.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.