Cessna Citation X: создан для скорости и эффективности

Ну, в общем-то, и для комфорта, наверное...

Фред ДЖОРДЖ
В конце 1980-х Расу Майеру-мл., тогдашнему президенту Cessna Aircraft, надоело выслушивать все эти шутки про "небесный тихоход" и про то, что "самолет ударила птица, догнавшая его сзади", о популярном семействе самолетов Citation, которые выпускала компания. Он положил им конец на конвенции NBAA (Национальная ассоциация деловой авиации США) в 1990 г., когда объявил о планах компании по созданию модели Citation X, способной развить скорость до 0,92M, что сделает эту модель самым скоростным бизнес-джетом в мире.
Самолет поступил на рынок в середине 1996 г. и сразу же установил новые стандарты скорости и эффективности. Эти успехи не остались незамеченными: в 1997 г. Национальная ассоциация аэронавтики наградила компанию премией имени Роберта Дж. Колье за революционные технологии, реализованные в модели Citation X.
Однако в начале жизненного пути Citation Х не все было так гладко. Возникали утечки в гидравлической системе, из-за проблем с приводом стабилизатора простаивал целый парк самолетов, реакция органов управления креном на малых скоростях была очень слабой, если не сказать что отсутствовала вовсе. Тем не менее Майер предвидел эти ранние трудности и принял решение о создании проектной группы Team X для их преодоления. Team X получила практически карт-бланш на принятие мер с целью обеспечить соответствие требованиям заказчиков.
Как показало время, эта инициатива себя полностью оправдала. На сегодняшний день Citation X является не только самым быстрым бизнес-джетом из находящихся в производстве, но и одним из самых надежных. Эксплуатанты в восторге от коэффициента регулярности вылетов самолета, его непревзойденных скоростных характеристик и возможностей работы в крейсерском режиме на больших высотах.
Самолеты Citation X первого поколения выпускались с 1996 по 2001 г. Такие самолеты, до серийного номера 173, имеют исходную сухую массу около 10 т и максимальную взлетную массу 16,2 т, благодаря чему они способны перевозить пять пассажиров при полной заправке баков. По словам представителей Cessna, максимальная дальность полета с пятью пассажирами на борту составляет чуть больше 5500 км при полете в крейсерском режиме максимальной дальности, однако на практике большинство эксплуатантов предпочитают увеличить тягу двигателя до максимальной крейсерской мощности и выполнять полет со скоростью примерно 500 узлов, а дальность полета ограничивать до 5100 км. Те, кто любит похвастать своей удалью на советах директоров, никогда не летают на эшелоне медленнее 0,90М.
Компоновка салона большинства моделей Citation X включает восемь индивидуальных кресел или шесть кресел и трехместный диван без ремней безопасности в хвостовой части. Когда все восемь кресел заняты, салон выглядит довольно тесным, особенно если пассажиры смещают свои кресла ближе к проходу, чтобы иметь больше личного пространства. Практика показывает, что при полетах на большие расстояния — например, при беспосадочных трансконтинентальных рейсах по США или трансатлантических перелетах — идеальным количеством пассажиров для комфортабельного путешествия будет четыре человека. Если все кресла заняты, скорее всего терпение пассажиров иссякнет быстрее, чем запас топлива у самолета.
Citation X даже при угле стреловидности крыла 37° обладает достойными взлетно-посадочными характеристиками. Для взлета из аэропорта, расположенного на уровне моря, при стандартных атмосферных условиях самолету первого поколения требуется ВПП длиной 1600 м. Однако, по словам эксплуатантов, для выполнения трансконтинентальных рейсов по территории США им необходимо, чтобы аэропорт имел ВПП длиной 1800 м. При взлете с аэродрома, расположенного на высоте 1500 м над уровнем моря, где температура на 20°C выше стандартной, взлетная масса Citation X не должна превышать 15,5 т (эта величина определяется совокупностью ограничений по массе, высоте и температуре) согласно требованиям к набору высоты при взлете с одним отказавшим двигателем, а длина полосы при этом должна составлять 2200 м. После взлета самолет может набрать высоту до эшелона FL430 и идти на крейсерской скорости 0,86-0,87М. По информации, полученной от эксплуатантов, они часто запрашивают у диспетчеров эшелоны между FL430 и FL470 для набора высоты по мере выработки топлива. Диспетчер дает разрешение самолету разогнаться до скорости 0,88-0,89М и затем подниматься до следующего доступного эшелона. Или же он может дать указание удерживать скорость на уровне 0,87-0,88М и разрешить только постепенный набор высоты по мере расхода топлива.
Расход топлива на эшелоне FL410 при скорости 0,88M составляет 1005,6 кг/ч при прямом наборе высоты с максимальной взлетной массой. На эшелоне FL430 Citation X развивает крейсерскую скорость до 0,86М при расходе топлива 904,5 кг/ч. После выработки еще 907 кг топлива крейсерская скорость самолета возрастает до 0,88М. Использовав 2300 кг топлива, машина способна выполнять полет с крейсерской скоростью 0,87М на эшелоне FL450; расход при этом будет составлять 816,5 кг/ч. Однако при отклонении температуры на +10°C от МСА эти показатели крейсерской скорости снижаются на 0,05-0,06М.
Скорость Citation X выводит его в совершенно обособленный класс самолетов, пока недосягаемый для конкурентов, но соперничество на вторичном рынке очень высоко. Цена на старые модели 1996 г. стартует с 11 млн долл. за самолет. Начальная цена на новую модель 2001 г. составляет 14 млн долл.
Главным конкурентом Citation X является Dassault Falcon J50EX, который отличается лучшими взлетно-посадочными характеристиками в своем классе, самым просторным салоном и большей дальностью, хотя имеет меньшую крейсерскую скорость и требует больше затрат при эксплуатации. Самолет IAI Astra SPX обладает практически такой же дальностью, но его скорость при полете в крейсерском режиме на 50 узлов ниже и салон значительно меньше. Модели Cessna серии 650, включая Citation III, VI и VII, имеют такое же поперечное сечение фюзеляжа, что и Citation X, но отличаются меньшими дальностью и скоростью.
Если вы готовы пожертвовать скоростью ради комфорта, то предпочтительным для вас будет семейство самолетов Hawker. Однако пронестись с ветерком через континент на скорости 500 с лишним узлов — при наличии аэропортов с достаточно длинными ВПП — можно только на Cessna Citation X. В своем классе он вне конкуренции.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.