Что поставить? Мини-гид по салонным технологиям

Самые популярные заказы при переоборудовании салона

В ходе модернизации и переоборудования интерьеров бизнес-джетов применяется целый арсенал новых и испытанных технологий. От пустого фюзеляжа до типичного VIP-салона — вот подборка всего, что сегодня "комильфо", а к чему стоит отнестись с осторожностью.

Коконы и звукоизоляция
С начала 80-х установка кокона из композиционных материалов стала нормой при замене обшивки потолка и стен на средних и больших бизнес-джетах. Представляющие из себя вставленные в каркас "сэндвичи" из стеклоткани или кевлара с пеной или номексом в центре, эти коконы обычно крепятся на резиновых прокладках, чтобы снизить вибрацию. Электропроводка для освещения салона и индивидуальных панелей пассажиров протягивается по кокону заранее. Между коконом и фюзеляжем прокладывается изоляция из слоев полиэфирной пленки (майлара). В некоторых случаях, особенно если речь идет о самолетах большой размерности с высоким уровнем шума в салоне, между внутренними стенками салона и коконом устанавливаются виниловые диафрагмы. "При переоборудовании салона можно сделать то, чего не станешь устанавливать на новый самолет, — говорит Гэри Боузмер, директор компании Landmark Aviation по маркетингу и развитию (Темпе, шт. Аризона), — например, современные коконы, которые позволяют приподнять потолок в салоне и сделать линии интерьера более гармоничными".
"На данном этапе, когда мы сняли исходный интерьер, самое время установить звукоизолирующий пакет, потому что самолет, что называется, "вскрыт". С помощью современных средств звукоизоляции мы добиваемся снижения шума на 3-5 дБ, показания снимаются до и после производства работ. Звукоизоляция — это, по сути, пакеты, наполненные изолирующим материалом. Мы также прокладываем слои материала, специально разработанного для демпфирования колебаний, над или под настилом пола. Кроме того, это подходящий момент, чтобы проверить проводку, а также заглянуть за боковые стенки салона и убедиться в отсутствии признаков коррозии. Скорее всего, другого такого случая не представится", — рассказывает Боузмер.
В мастерских Landmark (несколько лет назад фирма купила AiResearch Aviation) также тщательно прорабатывается звукоизоляция мебели и предметов обстановки салона — это пассивный подход к решению проблемы. Активные системы механического шумоподавления устанавливаются на сравнительно небольшое число самолетов. "На некоторых больших бизнес-джетах средства шумоподавления инсталлируются на подушки двигателя, — говорит Боузмер, — но все-таки большей частью мы имеем дело со звукоизолирующими пакетами".

Иллюминаторы
Что касается иллюминаторов, то та или иная разновидность затемнения, с ручным или электрическим приводом, — это стандарт для бизнес-джетов "высшего" эшелона. Типично представляющие собой гофрированные жалюзи, расположенные между внешней обшивкой с иллюминаторами и внутренней панелью из оргстекла, эти системы предлагаются разными поставщиками. В начале 90-х первые варианты с электроприводами часто ломались, но современные усовершенствованные устройства, как заявляется, более надежны.

Системы освещения салона
За два десятилетия произошла стремительная эволюция освещения кабины — от ламп накаливания, через галогеновые и флуоресцентные, к используемым в настоящее время светодиодам.
"В начале моей карьеры флуоресцентное освещение было последним словом техники и применялось повсюду. Но эта мода прошла, теперь время светодиодов, — говорит Стив Элофсон, менеджер компании Duncan Aviation по переоборудованию интерьеров (Линкольн, шт. Небраска). — Обычно система верхнего освещения компонуется в виде ленты диодов, соединенных вместе, которая использует источник питания напряжением 28 В. Для изменения яркости освещения применяется гашение определенной части диодов, например, через один". Для индивидуального освещения диоды объединяют в цилиндр, а диммер работает аналогичным образом.
У этой технологии есть особенность: обычный свет, который дают диоды, — слишком холодный, белый с синевой. Чтобы добиться более мягкого тепло-желтого освещения, поставщики в последнее время приспособились подкрашивать лампы. Зато бесспорное преимущество светодиодов в том, что они проживут столько же, сколько сам самолет. Они надежны и долговечны, их сложно повредить при снятии или замене арматуры. Кроме того, они легче, а по энергопотреблению гораздо экономичнее других вариантов освещения. Нагреваются они значительно меньше.
Клиенты, которым не нравится функция поэтапного выключения светодиодов, могут "поиграть" с диммером, чтобы перенастроить его на режим варьируемого затемнения. "Скорее всего, для этого потребуется регулятор вроде потенциометра с трансформатором, а это добавит лишний вес", — говорит Элофсон.
Впрочем, такой мелочью можно пренебречь, ведь преимущества светодиодов практически безграничны. Пэт Мерфи, вице-президент компании Corporate Fleet Services, который установил такие системы на десяток самолетов с вторичного рынка, на них не нарадуется: "Наконец-то не надо больше менять вечно перегорающие лампы. А чего стоили флуоресцентные трубки с сантиметровым диаметром! Неловкое движение при замене — и полсалона как инеем засыпано мелкими осколками".
Яркость — еще одно преимущество светодиодов. Боузмер из Landmark рассуждает: "Значение правильного освещения в салоне трудно переоценить. Тускло освещенный салон кажется более тесным, свет визуально увеличивает объем. Некоторые новые системы позволяют менять цвет подсветки".
Фред Нэш, директор компании Associated Air Center по продажам (расположена в Далласе и специализируется на ремонте интерьеров бизнес-лайнеров Boeing и Airbus), говорит, что в его компании традиционно используется особый вид мягкой подсветки, mood lights, с помощью который создается эффект утреннего или вечернего освещения. Свет, меняющий окраску, устанавливается, если клиент хочет подчеркнуть ткань обивки салона или дорогие породы дерева, использованные в отделке. С помощью светодиодов, спрятанных за декоративные панели, можно располагать источники света сверху или снизу.

Панели управления
Технологии, используемые в панелях управления, также заметно эволюционировали за последние десятилетия: от чисто механических переключателей, через пленочные клавиатуры, к сенсорным экранам и беспроводным пультам. Элофсон из Duncan отмечает: "При переоборудовании салонов предпочтение по-прежнему отдают пленочным клавиатурам (мембранным переключателям). Управление с их помощью "интуитивно понятно", а людям не нравятся сложно устроенные меню. С другой стороны, основанные на меню интерфейсы постепенно становятся все более удобоваримыми. Если раньше, чтобы найти нужный пункт меню, необходимо было пройти по разветвленному пути, то сейчас используются более линейные меню, основанные на прокручивающихся списках".
При выборе оборудования особое внимание следует уделить особенностям его сборки и установки. "Многолетняя гарантия и послегарантийное обслуживание — важный фактор при выборе поставщика, — говорит Элофсон, — переключатели ломаются, пассажиры проливают на них напитки: Более того, через пару лет клиент может захотеть обновить покрытие на блестящих деталях переключателя. Для этого, в случае некоторых систем, потребуется разобрать весь блок управления и отправить его производителю. Затем блок соберут заново и протестируют, прежде чем отослать его в центр отделки для установки на самолет". Эта процедура может стоить дорого и занять много времени. "В случае среднего по размеру самолета, клиент приобретет несколько седых волос, получив счет на 60 тыс. долл. за эту работу, — продолжает Элофсон, — а мораль такова: на некоторых переключателях лицевые панели легко снимаются и заменяются непосредственно в мастерской, а на других — нет".
Что касается сенсорных экранов, то, по мнению Элофсона, пока на рынке нет компании, которая производила бы идеальный продукт. За сенсорными экранами будущее, но на сегодняшний день производители не предлагают продукта, который полностью использовал бы возможности этой технологии, хотя все более совершенные решения появляются каждые полгода. Одна из проблем, над которой бьются производители, — размер экрана. Панели, на которых обычно размещаются экраны, становятся все более узкими из-за стремления выиграть лишние сантиметры для увеличения ширины салона, поэтому экраны становятся все менее удобными".
"Поставщикам хотелось бы, чтобы сенсорный экран имел прочность куска стекла, для того чтобы "выжить" в условиях кабины самолета, — утверждает Элофсон. — Панели управления подвергаются постоянному физическому воздействию и быстро изнашиваются, на них часто проливаются жидкости". Rockwell Collins и Honeywell ведут разработки нового поколения сенсорных экранов. В течение последних 10 лет фирма Honeywell приобрела Baker Electronics, а Rockwell Collins — компанию Pacific Systems, разработчика информационной системы Airshow. Ни тот ни другой производитель пока не предлагает оборудование, основанное на сенсорных экранах.
Нэш из Associated Air добавляет, что в его центре клиенты интересуются не только мембранными переключателями и сенсорными панелями, но и радиопультами, появившимися совсем недавно: "Радиоинтерфейс вполне надежен и полностью вытесняет инфракрасный, сигнал которого может конфликтовать с флуоресцентным освещением. Главное — следить, чтобы аккумулятор был заряжен, а пульт был всегда под рукой".
Выбор панели управления может занять много времени, к тому же поставщики не всегда способны сразу выполнить заказ. "К моменту выбора системы необходимо окончательно определиться с требованиями относительно ее функциональности, — советует Элофсон. — Сроки поставок новых систем — от восьми до 20 недель. Нам постоянно, вот уже несколько лет, обещают, что сроки сократятся".
Еще одно нововведение, имеющее отношение к панелям управления, — это цифровые сети Ethernet, которые только начинают появляться на переоборудованных бизнес-джетах. "В последнее время появилось много технологий, которые мы начинаем активно использовать, — рассказывает Элофсон. — Совсем недавно мы впервые оборудовали самолет заказчика системой Ethernet, с помощью которой управляются все системы развлечений на борту, освещение в салоне и т. д. За обшивкой салона во все стороны от одной панели к другой, наподобие ромашки, тянутся кабели Ethernet. Коаксиальный кабель, похожий на те, что используются для передачи видеосигнала, заменен на "витую пару", особым образом сплетенные тонкие проводки. Очевидные преимущества — экономия веса и простота. Цифровой сигнал также не подвержен помехам, например, от генераторов переменного тока на двигателях. За цифровыми технологиями — будущее".

Обшивка стен, обивка кресел, ковровые покрытия
Выставочный зал любого центра отделки от пола до потолка завешан образцами ткани для обшивки стен и потолка, обивки кресел и диванов, ковровых покрытий — есть из чего выбрать и клиенту, и дизайнеру. "Индивидуально работая с клиентом, мы помогаем подобрать ткань, кожу или кожзаменитель, за которым проще ухаживать, — говорит Боузмер. — То же самое касается обшивки потолка; мы не рекомендуем замшу, ее нужно чистить после каждого полета. Кресла традиционно обивают кожей, а диваны — тканью, чтобы "разбавить" впечатление, внести разнообразие". Некоторые поставщики предлагают для обивки салонов кожу, прошедшую специальную обработку. Она меньше подвержена загрязнениям и проще отчищается, что особенно полезно для чартерных операторов, чьи самолеты интенсивно используются разными клиентами.
В большинстве стран авиационными властями установлено требование сертификации материалов, используемых в салоне самолета, предназначенного для выполнения коммерческих перевозок. Сертификация касается огнеустойчивых свойств ткани. В случахях, когда перевозки выполняются под флагом авиации общего назначения и сертификат не требуется, все равно рекомендуется использовать сертифицированные материалы, чтобы сохранить остаточную стоимость самолета.

Мебель
Изготовление мебели для оснащения салонов — кухонных гарнитуров, комодов, гардеробов, полок и ящиков для офисного оборудования, рабочих столов и убирающихся столиков — не претерпело принципиальных изменений. Каркасы по-прежнему изготавливаются из композитов и щитов со структурой пчелиных сот — это обеспечивает надежность и снижение веса.
"Если вы планируете переоборудовать интерьер, посмотрите, из чего сделана старая мебель. Потому что если она действительно старая и сделана из фанеры или ДСП, то, не говоря уже о лишнем весе, она не соответствует современным требованиям пожарной безопасности, — говорит Боузмер, — такую мебель придется заменить. При установке микроволновой печи или кофеварки в салоне необходимо помнить, что для этого придется оборудовать огнеупорный отсек. Если при оснащении салона используется обычная бытовая или офисная техника, всегда имеет смысл приобрести запасные экземпляры. Вся эта техника способна выйти из строя, а найти такую же через полгода или искать альтернативные варианты может оказаться сложнее, чем купить заранее. Перестраивать мебель в салоне под новые размеры значительно дороже".

Системы развлечений на борту
Системы развлечений — обширная категория, включающая телевидение (прямой эфир и HDTV — телевидение высокой четкости) и соответствующие экраны; DVD-плееры; новые игровые станции и индивидуальные видеосистемы; аудиосистемы и звуковые колонки; спутниковое радио; док-станции для iPod; пульты дистанционного управления. Часть этих систем разработана специально для использования на борту и сертифицирована. Другая часть — обычные потребительские устройства, которые, тем не менее, могут применяться на борту, если они встраиваются в огнеупорные сертифицированные компоненты.
"HD-телевидение набирает популярность, — говорит Элофсон, — в последнее десятилетие плоские экраны повсеместно распространились, но это уже предыдущее поколение. Сейчас HD появляется в стандартном и широкоэкранном формате, что при наличии локальной сети, поддерживающей HD-сигнал, позволяет смонтировать на борту домашний кинотеатр. Поэтому имеет смысл заранее поинтересоваться у производителя ВС, совместимо ли предустановленное видеооборудование салона с HD. Скорее всего, ответ будет отрицательный, ведь производители не в состоянии часто менять стандартное оборудование. Центры отделки более гибки в данном вопросе".
В настоящее время подавляющее большинство экранов, устанавливаемых на борту, — это ЖК-мониторы, а не плазменные, которые тяжелее и, как правило, сильнее нагреваются. Широкое распространение получают маленькие мониторы, монтируемые непосредственно на подлокотник кресла. Боузмер комментирует: "Важно помнить, что такие мониторы должны складываться на время взлета и посадки. Кроме того, пассажиры наверняка будут хвататься за них, поднимаясь из кресла, и могут случайно сломать — надо и это учитывать".
Нэш из Associated замечает: "Клиенты всегда считают, что чем больше экран, тем лучше, и если есть техническая возможность установить 30-дюймовый, именно его они и выберут. На Boeing 747, 737, 767 и на A319 мы ставили и ЖК-мониторы с диагональю 42 дюйма, и 50-дюймовые плазменные панели, стоимость которых от 20 до 30 тыс. долл. Поскольку эксплуатация на борту ВС предусмотрена производителем этого оборудования, дополнительного кондиционирования или защиты от повреждений оно не требует. Тем не менее перед инсталляцией необходимо убедиться, что она соответствует национальным стандартам безопасности в аварийных ситуациях".
По словам Нэша, подавляющее большинство сегодняшних систем управления медиаконтентом в салонах ВС способно передавать стандартный композитный видеосигнал, но не HD. Цифровая передача аудио- и видеоконтента — это новинка сезона. "Проблема аналоговых систем (цифровые системы от нее избавлены) в появлении шума и помех из-за наводок между проводами, а изменять проводку после завершения переделки салона очень трудно. Цифровой сигнал передается по витой паре — таким образом достигается экономия веса, а монитор не цифровой, сигнал можно преобразовать в аналоговый непосредственно перед входом в монитор". Еще одна сложность с цифровыми системами развлечений, базирующимися на современных оптических носителях высокой емкости (blue-ray и HD-DVD), в том, что все доступные на настоящий момент проигрывающие устройства — потребительского уровня. Нэш комментирует: "Мы устанавливаем эти системы на основании дополнений к сертификату типа (STC), однако они должны монтироваться в отсеках с металлической защитой, препятствующей распространению огня в случае возгорания. Мы также используем термические предохранители или даже размещаем огнетушители в этих отсеках".
Прямой эфир все еще представляет собой довольно дорогое удовольствие. Поскольку оно требует управляемых антенн, то больше подходит для лайнеров. Основными поставщиками систем являются компании Rockwell Collins и Honeywell, причем если первой из них производство досталось по наследству от поглощенной Pacific Systems, то вторая предлагает собственные разработки.
Тем временем устройства, предоставляющие аудио и видео по запросу, получают все большее распространение на борту бизнес-джетов. Сегодня существуют только бытовые плееры, хотя производители авионики разрабатывают специализированные устройства. Плееры способны хранить в памяти и выдавать по запросу несколько терабайтов информации, что соответствует примерно 1 тыс. фильмов DVD-качества, и это позволяет пассажирам хранить свои аудио- и видеоколлекции на борту. Основная сложность — интеграция бытовых устройств в сеть салона самолета.
Всего несколько лет назад центры отделки устанавливали десятки аудиоколонок по всему салону. Благодаря новым технологиям количество перестало быть синонимом качества.
"На больших лайнерах мы обычно устанавливаем пяти- или семиканальные системы объемного звука с сабвувером, удовлетворяющие стандартам Dolby или THX. Таких систем на борту может быть несколько, в больших помещениях — по одной в каждом конце. Поскольку салон самолета имеет цилиндрическую форму, сложно добиться такого же качества звучания, как у домашнего кинотеатра", — рассказывает Нэш.
По его словам, совершенства трудно достичь. Можно приблизиться к нему, если пойти на компромисс с точки зрения эстетики и допустить наличие видимых решеток динамика в салоне. Стандартные колонки устанавливаются на потолке, но, чтобы удовлетворить настоящих аудиофилов, приходится приглашать консультантов. Возможности использования беспроводных наушников ограничены количеством каналов.
Элофсон делится своими знаниями: "Нам нравится система от компании Alto Aviation, основанной бывшими инженерами Bose. Они рисуют план салона и подгоняют систему под конкретный салон. Они присылают команды специалистов, работающих по конкретным типам ВС, которые объясняют, где разместить динамики. Затем, после установки системы, они замеряют специальным оборудованием полученный результат и занимаются тонкой настройкой с целью получения одинакового звучания в любой точке салона. К этому методу мы прибегаем, когда имеем дело с настоящими аудиофилами, не выносящими стандартные системы".
Landmark Aviation использует системы, разработанные под каждый конкретный тип ВС: "Следует избегать стандартного подхода, который предполагает драпировку динамика перфорированной тканью или шелком, что приводит к потере верхних и нижних частот. Мы предпочитаем использовать металлические решетки, встроенные таким образом, что собственно динамик не виден. Решетка окрашивается под цвет обивки".
"Если говорить об аудиосистемах на борту, то ведущая роль принадлежит спутниковому радио; основными поставщиками оборудования являются XM и Sirius. Для этого на фюзеляж монтируется маленькая антенна, похожая на шайбу, принимающая один или несколько каналов, на каждом из которых вещают сотни станций. Это оборудование очень компактно, так что вес особой роли не играет, стоимость его также приемлема. Прекрасный вариант для небольших самолетов вроде Learjet", — говорит Элофсон.
И продолжает: "Ключевым моментом является распространение звука в салоне. Речь, конечно, идет о наушниках. Мы не жалуем беспроводные наушники из-за их низкой надежности и подверженности помехам. Кроме того, их необходимо заряжать — еще одна головная боль для экипажа. Именно по этим причинам мы заменили многие беспроводные системы на проводные. Можно также приобрести наушники с шумоподавлением, Bose или Sennheiser".
Наконец, учитывая всеобщее помешательство вокруг iPod-устройств, неудивительно, что их пользователи просят установить док-станции на борту, — это становится стандартным требованием при переоборудовании салона. "Я советую клиентам не устанавливать централизованные цифровые аудиосистемы, а вместо этого оборудовать несколько док-станций. При подключении iPod пассажир выбирает соответствующую опцию в меню на панели управления", — объясняет Боузмер.

Офис в небе
Поскольку бизнес сегодня немыслим без средств телекоммуникации, владельцы самолетов ожидают, что подобные услуги будут доступны и на борту. Спутниковые телефоны — общепринятая норма для ВС, совершающих международные рейсы, экипажи даже используют их для докладов о местоположении судна над Северной Атлантикой.
В последнее время активизировалась разработка систем, которые позволят использовать на борту сотовые телефоны и выходить в Интернет с помощью обычных устройств: ноутбуков, наладонников, Blackberry и т. д. Так, некоторые операторы сотовой связи в США и Европе предлагают установку на борту собственных мини-станций.
Что касается Интернета, то его может обеспечивать сервер, установленный на борту и поддерживающий широкополосную связь со спутниковой системой Inmarsat. Для того чтобы устройства могли связываться с этим сервером, на борту устанавливается локальная сеть: проводная или беспроводная.
В Северной Америке также разрабатывается направление предоставления каналов связи с наземными станциями, что значительно дешевле, правда пока эти станции работают только в США. Над остальной территорией мира наиболее приемлемым решением по-прежнему остается спутниковая система Inmarsat.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.