Что в запасе?

Источник:
: Авиакомпании
Подробно об авторе:
Френсис ФИОРИНО, Вашингтон

Авиакомпании США, которые работают в рамках классической модели, наращивают свои показатели, однако из кризиса еще не вышли. На пути к рентабельности им надо справиться с ростом цен на нефть, а также преодолеть конкуренцию со стороны низкозатратных перевозчиков

Ближайшие 12 лет вряд ли окажутся легкими для авиакомпаний Соединенных Штатов. Неизбежны и потери, и приобретения. Но в конечном итоге воздушный транспорт станет частью более мощной экономической системы, а доходы перевозчиков возрастут.

Среднее количство мест на один самолет на внутренних линиях США в 2000-2017 гг (магистральные и региональные перевозчики)

Число мест в расчете на один самолет в этом году составляет 119. К 2011 г. оно уменьшится до 117,7, а затем постепенно увеличится до 119,2 в 2017 г. Эти цифры несколько отличаются от данных прошлогоднего прогноза FAA, согласно которому число мест должно было увеличиться с 119,4 в 2006 г. до 122,6 — к 2016 г.
Источник: Прогноз FAA на 2006-2017 гг.

Федеральная авиационная администрация США (FAA) подготовила прогноз развития в 2006-2017 гг. коммерческой авиации страны, к которой отнесены 34 магистральных и 79 региональных перевозчиков. В 2005 г. наблюдался заметный рост провозных мощностей. Объемы перевозок увеличились на 5,4% и превысили 1,85 трлн располагаемых пассажирокилометров. Спрос на перевозки возрастал еще большими темпами. Число перевезенных пассажиров увеличилось на 7,1%, до 738,6 млн чел. Количество оплаченных пассажирокилометров возросло на 8% и составило более 1400 млрд пкм. Наиболее высокие показатели характерны для региональных перевозчиков.
Однако рост производственных показателей не должен вводить в заблуждение. Повышение цен на нефть и сокращение доходов по-прежнему представляют угрозу для развития отрасли. К концу 2005 г. общие потери перевозчиков достигли 1,5 млрд долл. Прогноз FAA основан на предполагаемом среднегодовом росте валового национального продукта (ВНП) США, равном 3,1%. Это соответствует увеличению ВНП с 11 трлн долл. в 2005 г. до 16 трлн в 2017 г. Такие же темпы роста ожидаются и для мирового ВНП, который должен увеличиться с 36,1 трлн до 52,2 трлн долл.
По мнению специалистов FAA, будущее воздушного транспорта США определяют три основные тенденции: реструктуризация и сокращения у магистральных перевозчиков, гигантские темпы роста низкозатратных и развитие региональных авиакомпаний.
Рост числа оплаченных пассажирокилометров в среднем по отрасли составит 4,3% в год. При этом у региональных авиакомпаний он будет равен 6,4%, а у крупных — 4,1%. По прогнозу FAA, суммарное число пассажиров, перевезенных магистральными и региональными перевозчиками, будет возрастать в среднем на 3,4% в год. У региональных авиакомпаний число пассажиров будет ежегодно увеличиваться на 4,3%, что несколько выше, чем прогнозируемый рост в 3,1% у магистральных. В 2015 г. число путешественников, перевезенных воздушным транспортом США, должно превысить 1 млрд чел.
Вместе с тем провозные мощности американских перевозчиков в целом сократятся на 0,7%. По мнению FAA, причина — в банкротстве авиакомпаний Delta и Northwest и сокращениях у American и US Airways. Это, в свою очередь, повлияет и на региональные авиакомпании, объемы перевозок которых увеличились с 2003 г. на 20-30%, а в 2005 г. только на 4,5%.
По мнению FAA, несмотря на рост спроса, предложение сокращается. В нынешнем году это обеспечило определенную гибкость ценовой политики авиакомпаний, но, с точки зрения экспертов FAA, такая тенденция просуществует недолго.
Доходы авиакомпаний, обеспечивающих внутренние магистральные перевозки, в 2005 г. снизились (с учетом инфляции) на 4,8%. В этом году реальная доходная ставка внутренних перевозок в среднем по отрасли должна увеличиться на 0,4%, до 11,35 цента. В 2005 г. она составляла 11,31 цента. В дальнейшем будет происходить уменьшение в среднем на 0,9% в год, и в 2017 г. доходность будет на уровне 10,28 цента. В основном это связано с продолжающейся конкуренцией со стороны низкозатратных перевозчиков.
В то же время, по данным FAA, доходы компаний, выполняющих международные перевозки, возросли на 1,1% и, согласно прогнозу, будут увеличиваться и дальше. В какой-то степени это объясняет стремление ряда перевозчиков, таких как, например, Delta, расширить свою сеть международных маршрутов.
Реальная доходная ставка авиакомпаний от международных перевозок в 2006 г. возрастет, по прогнозу, до 10,98 цента по сравнению с 10,88 цента в прошлом. Затем последует снижение доходности со среднегодовым темпом в 1%, и к 2017 г. она упадет до 9,83 цента. FAA считает, что номинальная доходность на внутренних перевозках в течение прогнозируемого периода не сможет вернуться на тот уровень, который был до терактов 11 сентября.
В соответствии с приведенными в прогнозе данными, магистральные и региональные авиакомпании США перевезли в 2004 г. 628,5 млн пасс. В 2005 г. эта цифра увеличилась до 669,8 млн. Согласно прогнозу, число пассажиров, перевезенных по внутренним маршрутам, сократится на 0,2% в этом году, увеличится на 3,7% в 2011 г., а затем будет расти ежегодно в среднем на 3,2%, достигнув к 2017 г. величины в 1,107 млрд чел.
По сравнению с 2004 г. в 2005 г. число пассажиров, перевезенных магистральными и региональными компаниями США на международных линиях, возросло на 12,1% и составило 68,8 млн чел. При этом рост объемов перевозок магистральных авиакомпаний достиг 11,9%, региональных — 15,7%.
По данным FAA, средняя вместимость самолетов, перевозящих пассажиров, становится меньше. Идет продажа стареющих машин и приобретение новых 70-90-местных региональных реактивных авиалайнеров. При этом как региональные, так и более вместительные самолеты эксплуатируются на маршрутах большей протяженности. Именно этим объясняются совершенно разные изменения числа обслуженных в 2005 г. самолетов командно-диспетчерскими пунктами аэропортов (снижение на 0,1%) и региональными центрами УВД (увеличение на 2,8%).
По сведениям Ассоциации региональных авиакомпаний США, каждый пятый пассажир в стране обслуживается региональными перевозчиками. Ими ежесуточно выполняется 15 тыс. рейсов и перевозится 150 млн чел.
Выживание региональных перевозчиков тесно связано с успехами их партнеров, многие из которых вынуждены воспользоваться законом о защите от банкротства. По словам президента Ассоциации Дебби Макэлрой, в таких условиях региональные авиакомпании постоянно стоят перед необходимостью снижения расходов, с тем чтобы "не выйти за пределы общего уровня цен на билеты". Региональные перевозки должны оставаться "малозатратными", для того чтобы обеспечить сохранение экономических показателей отрасли. Это достигается различными путями, включая договоренности с поставщиками о снижении цен и пролонгировании условий платежей.
По мнению г-жи Макэлрой, ключевым фактором, определяющим развитие отрасли, являются договоренности о совместном использовании кодов (код-шеринг). У региональных перевозчиков в настоящее время имеется 53 таких договора с крупными авиакомпаниями, специализирующимися как на пассажирских, так и на грузовых перевозках. Среди последних FedEx, UPS и DHL. 99% всех пассажиров региональных авиакомпаний перевозится в настоящее время магистральными авиакомпаниями в рамках соглашений о код-шеринге.
В соответствии с прогнозом FAA, число пассажиров, перевезенных региональными авиакомпаниями, увеличится в этом году на 3% и достигнет 155,9 млн чел. В течение прогнозируемого периода среднегодовые темпы роста составят 4,4%, и к 2017 г. число ежегодно перевозимых пассажиров будет доведено до 250,4 млн чел. Количество самолетов, эксплуатируемых региональными авиакомпаниями, также возрастет — с 2862 в 2005 г. до 3851 в 2017 г., в основном за счет 70-90-местных реактивных лайнеров. Среднегодовые темпы расширения парка составят 2,5%.
Парк собственно реактивных региональных самолетов будет ежегодно увеличиваться на 4% — с 1758 единиц в 2005 г. до 2819 в 2017 г., причем в основном за счет 70-местных самолетов.
Хотя FAA и прогнозирует сокращение парка турбовинтовых лайнеров и самолетов с поршневыми двигателями с 1104 самолетов в 2005 г. до 1032 в 2017 г., г-жа Макэлрой считает, что вновь возрастает интерес к использованию 30-50-местных турбовинтовых самолетов для местных пассажирских и грузовых перевозок.
Глава Ассоциации региональных авиакомпаний подчеркивает также, что небольшие турбовинтовые самолеты не уйдут в прошлое. Однако их эксплуатация находится под "мощным давлением" из-за сокращения объемов перевозок авиакомпаний на маршрутах короче 450 км.
В области грузовых перевозок, где наблюдается интенсивный рост со среднегодовыми темпами в 5,2%, в течение ближайших трех лет парк самолетов увеличится на 36 единиц и к 2008 г. составит 1057 самолетов по сравнению с 1021 самолетом в 2005 г. К 2017 г. число машин в парке достигнет 1345.

 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.