Деньги и отмену пошлин

Пообещало российское правительство разработчикам RRJ

В начале ноября разработчик российского регионального самолета (RRJ) компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) продемонстрировала, пожалуй, самые весомые в отечественных условиях гарантии состоятельности своего проекта. В пику обострившейся за последние месяцы критике со стороны чиновников самого разного уровня холдинговая компания "Сухой" устроила публичную демонстрацию господдержки своего гражданского проекта, пригласив группу высокопоставленных чиновников во главе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. Гости в один голос говорили о том, как нужен RRJ российским авиакомпаниям и авиапрому, обещая денежные средства и максимальное содействие в решении вопросов международного сотрудничества.

Смета выросла
За последние пару лет стоимость разработки и проведения сертификационных испытаний RRJ, озвученная представителями "Сухого", значительно увеличилась. Если вначале речь шла о 630 млн долл., то сегодня программа оценивается в 920 млн долл. Гендиректор "Гражданских самолетов Сухого" Виктор Субботин объяснил разницу в цифрах тем, что в первоначальную смету не были заложены расходы на создание системы послепродажного обслуживания. "Сегодня мы эти расходы внесли в стоимость программы, хотя все равно рассматриваем послепродажное обслуживание как самостоятельный бизнес. Кроме того, мы пытаемся создать финансовый резерв, который позволял бы продолжать работу над программой, даже если будут какие-то задержки с госфинансированием и с получением кредитов", — добавил он.
По его словам, до сих пор разработка велась на собственные деньги холдинга: "У нас есть три источника финансирования. Во-первых, это кредиты, привлеченные как под правительственные гарантии, так и самостоятельно компанией "Сухой". Во-вторых, это бюджетные средства. И наконец, собственные деньги АХК "Сухой". Но пока ГСС живет в основном на средства материнской компании".
Рассказывая о способах финансирования программы, руководство ГСС не упоминает такой источник, как авансы авиакомпаний-заказчиков. Объясняется это просто: по состоянию на начало ноября твердый контракт на самолеты RRJ разместила только Финансовая Лизинговая Компания (ФЛК), подписавшая в августе соглашение на поставку 10 самолетов. "Этот контракт предполагает выплату невозвращаемого аванса в размере 1-2%, однако пока что участники сделки определяют механизм выплаты", — говорит г-н Субботин.
Следующим твердый заказ может разместить "Аэрофлот", с которым идут активные переговоры. Он намерен приобрести 30 RRJ95 напрямую, у производителя. А вот с "Сибирью", в 2003 г. блистательно выступившей стартовым заказчиком, ситуация оказалось сложной. Перевозчик подписал с ГСС предконтрактное соглашение на 50 самолетов, но потом заявил, что будет искать лизинговую компанию и организовывать сделку через нее.
Таким образом, до последнего времени разработчики самолета и двигателя могли рассчитывать только на собственные средства. Как заявил АТО гендиректор холдинга Михаил Погосян, по состоянию на начало ноября АХК "Сухой" вложила в разработку RRJ порядка 3 млрд руб. (то есть около 107 млн долл.). Чуть меньше оказались расходы НПО "Сатурн". "Мы уже потратили 1 млрд руб. на разработку двигателя SaM146 и создание стендовой базы. Объемы вложений продолжают расти, поскольку мы переходим к самым затратным этапам — проведению сертификационных испытаний и подготовке серийного производства. Все расходы еще впереди", — рассказал гендиректор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин.
В этих условиях известие о финансовой поддержке государства пришлось очень кстати. Хотя бюджетные деньги начали выделять уже в нынешнем году, их основная часть пополнит счета участников программы в период с 2006 по 2008 г. По словам г-на Погосяна, в этом году из бюджета было выделено порядка 1 млрд руб. (35 млн долл.) на НИОКР всем участникам программы, а также были предоставлены госгарантии непосредственно компании "Сухой" под привлечение коммерческих кредитов на сумму в 100 млн долл. В течение следующих трех лет Герман Греф пообещал выделить разработчикам RRJ и его двигателя около 8,6 млрд руб. (307 млн долл.). Логично предположить, что большая часть этих средства поступит в АХК "Сухой" и НПО "Сатурн", — именно на их долю выпадает наибольшая часть расходов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.