Dreamliner будут создавать всем миром

Американская компания Boeing продолжает работу над амбициозным проектом перспективного широкофюзеляжного самолета средней вместимости 7E7 Dreamliner. Уже пройден один из ключевых этапов программы: в конце 2003 г. проект 7E7 был "защищен" перед советом директоров Boeing и руководство американского самолетостроителя официально объявило о начале сбора стартовых заказов на самолет. По состоянию на февраль 2004 г. распределены работы над созданием планера 7E7 и названы несколько поставщиков ряда основных систем. В скором времени будет выбрана силовая установка для этого, пока бумажного, лайнера.

О начале проекта 7E7 американская компания объявила вскоре после свертывания программы околозвукового пассажирского самолета Sonic Cruiser. Альтернативой последнему стал 7E7: теперь Boeing пытается привлечь авиакомпании не повышением скорости, а снижением эксплутационных расходов у нового лайнера на 20% по сравнению с другими самолетами этой категории. По замыслу такая эксплутационная эффективность будет достигнута за счет использования композитных материалов и наиболее удачных технических решений, разработанных в ходе программы Sonic Cruiser.

Пока судьба 7E7 складывается удачнее, чем его предшественника. Boeing уже предлагает авиакомпаниям размещать стартовые заказы на Dreamliner. А в истории Boeing, как отмечают представители американской компании, пока не было ни одного случая, когда она официально объявила бы о начале продаж пассажирского самолета, а затем отказалась от программы.

В настоящее время Boeing ведет переговоры с потенциальными покупателями. Подписать первый контракт менеджмент американской компании рассчитывает во второй половине 2004 г. С большой долей вероятности стартовым заказчиком может стать одна из авиакомпаний Азии или Ближнего Востока: интерес к 7E7 проявили японские All Nippon Airways и Japan Airlines, сингапурская Singapore Airlines и арабская Emirates Airlines (ОАЭ).

Если все пойдет по плану, сборка самолета должна начаться в 2005 г. Первый полет 7E7 запланирован на 2007 г., а поставка и начало эксплуатации первой серийной машины — на 2008 г. Руководство Boeing не раскрывает стоимость разработки 7E7, однако западные специализированные СМИ оценивают расходы на этот проект в пределах 7-10 млрд долл.

Еще до Нового года стало известно, как будут распределены работы по созданию планера 7E7. Впервые в истории Boeing роль американского самолетостроителя в собственном проекте будет весьма скромной — всего 35% работ. Такой же объем работ будет распределен между японскими компаниями Fuji Heavy Industries (FHI), Kawasaki Heavy Industries (KHI) и Mitsubishi Heavy Industries (MHI). Еще 26% придется на долю альянса итальянской компании Alenia Aeronautica и американской Vought Aircraft Industries. Оставшиеся 4% работ пока не распределены.

Возможно, в разработке Dreamliner примет непосредственное участие московский офис Boeing, а точнее, его инженерный центр. Об этом в ходе телефонной пресс-конференции, организованной сразу же после "защиты" проекта 7E7 перед советом директоров, заявил старший вице-президент компании Boeing Майк Бэр, отвечающий за реализацию программы 7E7.

В феврале 2004 г. компания начала объявлять поставщиков основных систем самолета 7E7. Ими стали американские компании Rockwell Collins, Hamilton Sundstrand и Honeywell. Компания Hamilton Sundstrand разработает вспомогательную силовую установку, систему контроля окружающей среды, узел дистанционного распределения энергии и энергосистему запуска, Rockwell Collins поставит на 7E7 дисплеи, системы связи и наблюдения, а Honeywell предоставит навигационное оборудование, системы мониторинга работы бортового оборудования и системы оповещения экипажа.

Нашлось место и европейским подрядчикам. Французская Dassault Systemes, разработчик автоматизированной системы проектирования Catia, при помощи которой проектируется 7Е7, поставит усовершенствованную версию продукта Product Life Management (PLM), охватывающего все этапы создания и эксплуатации самолета.

В первом — начале второго квартала этого года Boeing назовет поставщика силовой установки. В настоящее время компания рассматривает три предложения, из которых будет выбран один, максимум два поставщика. В конкурсе участвуют Pratt & Whitney, General Electric и Rolls-Royce. И если первый участник тендера намерен разработать совершенно новый авиадвигатель, то два последних предлагают модифицировать свою уже существующую продукцию.

По словам менеджмента Boeing, линия окончательной сборки 7E7 будет расположена в г. Эверетт (шт. Вашингтон, США), где находятся производственные линии всех широкофюзеляжных самолетов Boeing. Здесь же будет базироваться группа, отвечающая за руководство программой, и группа проектирования.


В настоящее время осуществляется разработка трех модификаций Boeing 7Е7. Базовая модель рассчитана на перевозку 200 пассажиров (в трехклассной компоновке салона) на маршрутах протяженностью до 14450 км. Самолет должен быть построен в 2006 г., подняться в воздух в 2007 г. и появиться у заказчиков в 2008 г. В те же сроки будет создана версия с укороченной до 6500 км дальностью полета, предназначенная для доставки 300 пассажиров (в компоновке двух классов).

Модификация 7Е7 с удлиненным фюзеляжем вместит до 250 пассажиров в салонах трех классов; дальность ее полета может достигать 15400 км. Такая модификация появится на рынке спустя два года после базовой модели.

По мнению представителей Boeing, потенциальный рынок 7E7 (в денежном выражении) оценивается суммой порядка 400 млрд долл. в течение 20 лет.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.