"Евромиль" потерял иностранный акцент

Разработчики Ми-38 лишаются партнера, но не надежды

В январе франко-немецкая компания Eurocopter официально заявила о выходе из программы создания среднего (а по западной классификации - тяжелого) вертолета Ми-38. Это решение Eurocopter, с одной стороны, в очередной раз продемонстрировало, что условия для развития кооперационных проектов в России далеки от идеальных, а с другой - поставило разработчиков вертолета в непростую ситуацию: за два года до начала сертификационных испытаний им нужно найти нового поставщика авионики, готового присоединиться к программе на условиях разделения рисков.

О трудной судьбе этого проекта уже неоднократно рассказывалось на страницах АТО (см. АТО № 47, стр. 72; № 50, стр. 46). Вкратце, предыстория вопроса такова.
Разработка нового вертолета, призванного заменить Ми-8 и его более позднюю модификацию Ми-17, началась на Московском вертолетном заводе (МВЗ) еще в конце 80-х гг. В начале 90-х, когда возникли сложности с государственным финансированием, к проекту присоединились санкт-петербургский Завод им. В. Я. Климова и Казанский вертолетный завод (КВЗ). В 1992 г. интерес к участию в программе высказала франко-немецкая компания Eurocopter (ныне дочерняя структура Европейского авиакосмического и оборонного концерна EADS), которая предложила для расширения рынков сбыта Ми-38 оснастить его пилотажно-навигационным оборудованием иностранного производства. При этом предполагалось организовать проектирование и изготовление вертолета таким образом, чтобы его можно было без труда сертифицировать по западным нормам.
В 1994 г. Московский и Казанский вертолетные заводы, Завод им. В. Я. Климова и Eurocopter учредили совместное предприятие "Евромиль". Партнеры участвовали в проекте на условиях разделения рисков, передав "Евромилю" функции головного исполнителя программы. Eurocopter взял на себя работы по созданию авионики для Ми-38, должен был консультировать россиян по сертификации и заниматься продажам вертолета за рубежом.
В 1996 г. Завод им. В. Я. Климова вышел из проекта, не создав российского двигателя для Ми-38. Принадлежавшие ему акции "Евромиля" были поделены поровну между оставшимися тремя участниками. Вскоре стало очевидно, что Ми-38 будет разрабатываться с ориентацией на двигатель PW-127T/S канадской компании Pratt & Whitney Canada. В 2000 г. "Евромиль" заключил с канадцами контракт о поставке на условиях временного пользования двух двигателей для первого Ми-38.
Выход питерского завода из проекта "аукнулся" через два года. Дело в том, что пакеты акций трех оставшихся партнеров выросли с 25 до 33%. Поэтому в 1998 г., когда был принят закон "О государственном регулировании развития авиации", ограничивший для иностранных компаний долю в уставном капитале двадцатью пятью процентами акций и запретивший им участие в работе управленческих органов акционерного общества (то есть в совете директоров не могли быть представлены иностранные граждане), доля Eurocopter оказалась выше установленного государством лимита для иностранных участников. Для удовлетворения требований закона европейцы были обязаны уменьшить свою долю и вывести из совета директоров своих представителей.
До 2003 г. партнеры по проекту тщетно искали выход из создавшейся ситуации, пытаясь пролоббировать изменение положений этого закона. Однако в итоге Eurocopter был вынужден полностью избавиться от своих акций. В 2003 г. за символическую плату он продал свою долю оставшимся партнерам, МВЗ и КВЗ, каждый из которых сегодня имеет по 50% акций в "Евромиле". На первых порах Eurocopter заявлял, что выход из состава акционеров не равносилен отказу от всего проекта, но в январе 2005 г. он официально подтвердил опасения партнеров по программе, направив в "Евромиль" уведомление о полном выходе из проекта.
Между тем еще в 2002 г. партнеры провели исследование потенциального рынка для Ми-38. Независимо друг от друга перспективы вертолета оценивали сотрудники ГосНИИГА и эксперты Eurocopter. По итогам исследования было заявлено, что в течение ближайших 15 лет на внутреннем рынке будет востребовано как минимум 200 машин, на внешнем - около 100. Конечно, можно поспорить, насколько объективной была оценка, но даже приведенные цифры указывают на значительную степень ориентации Ми-38 на внешний рынок. А это означает, что без западных партнеров продвигать вертолет на международном рынке крайне непросто.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№195, декабрь 2018

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.