Гладко было на бумаге
Дженнифер МИЧЕЛЗ, Вашингтон
Вот и наступил срок, установленный IATA для перехода авиакомпаний на безбумажную технологию оформления билетов. Но в полной мере электронная среда пока не заработала. Системы бронирования и продаж необходимо совершенствовать, и для этого придется приложить немало усилий. В частности, нужно совместить новый подход к документообороту со стремлением авиакомпаний выделять отдельные виды услуг из общей структуры тарифов.
После того как 1 июня авиакомпании отказались от бумажных билетов, их клиентам остается полагаться только на электронные системы. Одновременно все большее количество перевозчиков вводят отдельный сбор за регистрацию нормированного багажа.
Похоже, однако, что системы продажи билетов, которыми пользуются авиакомпании, в своем нынешнем состоянии не готовы ко всем нюансам так называемого анбандлинга (unbundling — взимание отдельной платы за каждый вид услуг, ранее предоставлявшихся в пакете по суммарному тарифу. — Прим. АТО) — и уж тем более в полностью электронной среде. На некоторые технические вопросы ответов пока нет — например, каким образом следует производить возврат стоимости неиспользованного билета или как избежать выставления счета за услугу, которая в действительности не была предоставлена.
Ранее IATA и многие авиакомпании рассматривали переход на полностью электронное билетооформление как "начало новой эры". Решение об отказе от бумажных билетов было принято в 2004 г. Ожидалось, что эта мера приведет к серьезной экономии: исчезнет потребность в дорогих бланках билетов, почтовые затраты сведутся к нулю, сократится расход бумаги.
Однако еще 27 мая такие крупные перевозчики, как, например, немецкая Lufthansa, признавались, что готовы к переходу на электронное билетооформление лишь на 98%, хотя в соответствии с планом с 1 июня они должны были начать оформлять 100% билетов в электронной форме. А корпорация Travelport, владеющая глобальными дистрибутивными системами (GDS) Galileo и Worldspan, потратила последние три недели переходного периода на то, чтобы еще больше сократить количество бумажных билетов в своем обороте, и в конечном счете добилась его уменьшения дополнительно на 13%. Тем временем GDS Amadeus заявила журналу Aviation Week & Space Technology (AWST), что по состоянию на апрель этого года доля электронных билетов в ее общем обороте составляла 93%.
Выступая в начале июня в Стамбуле на ежегодной ассамблее организации, гендиректор IATA Джованни Бизиньяни заявил: "Если у вас есть бумажный билет, самое время сдать его в музей". Действительно IATA прекратила выпуск бумажных бланков, но она отмечает, что авиакомпании могут продолжать выдавать билеты старого образца.
Переход на полностью безбумажную технологию задерживается, в частности, потому, что авиакомпаниям необходимо еще подписать интерлайн-соглашения (соглашения о взаимном признании перевозочной документации) со всеми своими международными партнерами. Так, представитель американской Northwest Airlines рассказал AW&ST, что по состоянию на 30 мая перевозчик продавал 99,6% всех своих билетов в электронном виде; при этом компании осталось заключить интерлайн-соглашения еще примерно с 20 авиакомпаниями. По словам источника, это может произойти не раньше конца года.
Надо отметить, что переход на электронный билет касается только документов, распространяемых через систему расчетов IATA BSP (Billing and Settlement Plan), и не затрагивает документооборот, совершаемый через Корпорацию взаиморасчетов и отчетности авиакомпаний (Airlines Reporting Corp., ARC). Однако некоторые авиакомпании, использующие систему ARC, — например, "Аэрофлот", Qatar Airways и Singapore Airlines — в добровольном порядке согласились перейти на электронный билет в сроки, установленные IATA.
ARC поддерживает инициативу IATA, но полагает, что полностью отказываться от бумажных билетов на данном этапе не стоит. Официальный представитель ARC Алан Мутен заявил: "Мы решили не устанавливать точную дату полного перехода на безбумажную технологию: в том числе потому, что и так уже в основном продаем электронные билеты".
Доля электронных билетов в структуре сделок, совершаемых через ARC, составляет сейчас 98%. Но это означает, что в обороте все еще находится довольно значительное количество билетов бумажных. По словам Мутена, за апрель текущего года компания продала 11,5 млн билетов и более четверти миллиона из них были оформлены на бумажных бланках. ARC полагает, что в ряде случаев авиакомпаниям нужно оставить возможность выдавать бумажные билеты — например, при бронировании перелета несколькими рейсами разных перевозчиков или при оформлении перевозки младенцев.
В течение ближайшего времени будет происходить отладка безбумажной системы. Прежде всего необходимо предотвратить попадание в руки злоумышленников билетных бланков, которые поступили в оборот за несколько месяцев до 1 июня. С целью пресечь попытки мошенничества IATA опубликовала инструкции по изъятию этих бланков из оборота для агентств по бронированию за пределами США. Агентствам предлагается произвести учет имеющихся у них бланков, зарегистрировать их в специальной интернет-системе и подготовить к отправке курьером. IATA предупреждает, что в противном случае могут быть приняты жесткие меры.
Пока не ясно, чем обернутся нововведения для американских агентств по бронированию — особенно в том, что касается склонности авиакомпаний выделять стоимость регистрации багажа в отдельный сбор. Valerie Wilson Travel, входящее в десятку крупнейших агентств, опасается, что взимаемые с авиапассажиров дополнительные сборы могут привести к трудностям при оформлении электронных билетов. По словам Мими Макгуайр, директора Valerie Wilson по связям с авиакомпаниями, сам по себе переход на электронный билет не сильно повлиял на работу агентства, которое и до того продавало 90% всех билетов в электронной форме и уже какое-то время собиралось перейти на полностью безбумажную технологию. Однако ее беспокоит тенденция к дроблению структуры билетных тарифов.
Представители American Airlines — авиакомпании, подвергшейся в последнее время наиболее жесткой критике из-за введенной политики взимания сбора за каждую единицу сдаваемого багажа, — пообещали встретиться с персоналом Valerie Wilson, чтобы подробно объяснить, каким образом это новое требование перевозчика должно учитываться в процессе оформления билетов. По словам Макгуайр, ни она, ни ее коллеги пока не имеют четкого представления о том, какой будет процедура. Возможно, агентам предложат взимать сбор еще на этапе оформления билета и ставить отметку об оплате на традиционном бумажном бланке, который пассажир потом сможет предъявить в аэропорту. "Это сравнительно новый вид сбора, — говорит Макгуайр. — И хотя он уже стал реальностью, процедурные решения для оформления подобных услуг еще предстоит разработать".
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators