Группа S7 заявила о полномасштабном топливном кризисе в отрасли

S7 Airlines ("Сибирь")
Расходы авиакомпаний на авиаГСМ в I полугодии 2018 г. выросли на 48 млрд руб. (+40%), до 168 млрд руб. :: S7 Airlines

Вторая по величине российская группа авиаперевозчиков S7 (объединяет S7 Airlines и "Глобус") заявила о том, что отрасль воздушных перевозок России находится на грани масштабного кризиса. Ключевой угрозой для авиакомпаний в 2018 г. стал рост цен на авиационный керосин. "Рублевая цена тонны авиакеросина выросла примерно на 35% в год, — сказал замгендиректора ЗАО "Группа компаний С7" Дмитрий Куделькин на заседании Комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей.

— В предыдущий раз такой рост цен на топливо мы видели 10 лет назад, в 2008 году, который закончился остановкой одного из крупнейших авиаперевозчиков России — группы AiRUnion и еще пары-тройки перевозчиков поменьше".

По словам топ-менеджера, на стоимость авиатоплива серьезно повлияли одновременный рост цен на нефть на мировых рынках и рост курса доллара. Куделькин отметил, что это уникальная ситуация для российского рынка, так как ранее оба эти события шли в противофазе: если нефть на мировых рынках дорожала, то укреплялся рубль. Кроме того, на стоимость авиакеросина повлияла реализация налогового маневра для нефтяной отрасли, т. е. повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых, снижение экспортных пошлин и введение акциза на авиационный керосин. Одновременно для российских авиакомпаний было введено возмещение акциза на топливо через налоговый вычет.

Учитывая, что расходы на авиакеросин составляют примерно 30% от суммы операционных расходов операторов, Куделькин заметил, что их необходимо компенсировать. Однако на фоне стагнации реальных доходов населения вряд ли удастся это сделать за счет повышения тарифов на авиаперевозки. "Люди готовы летать больше, но не готовы летать дороже. Рост авиаперевозок происходит за счет снижения реальных цен на билеты и за счет избыточных емкостей на рынке", — пояснил топ-менеджер.

Эффективной мерой поддержки авиаотрасли, по мнению S7 Airlines, может стать повышение коэффициента возмещения акциза на авиационное топливо с 2,08 до 3,50, что приведет к росту суммы возмещения акциза авиакомпаниям с 3024 до 7000 руб. за тонну. При этом потери госбюджета в 2019 г. оцениваются в 20 млрд руб. Такое решение, по мнению Куделькина, должно вступить в силу с весны 2019 г.

Необходимость изменения коэффициента возмещения акциза на авиакеросин также поддержали и другие участники Комиссии, в том числе представители Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ (НИФИ) и Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда также входит S7.

Согласно данным АЭВТ, за I полугодие 2018 г. средняя стоимость авиакеросина выросла на 31%, с 31,5 тыс. руб. за тонну до 41,2 тыс. руб., спрос на авиатопливо увеличился на 7%, до 4,1 млн т, а расходы авиакомпаний на авиаГСМ выросли на 48 млрд руб. (+40%), до 168 млрд руб. При этом увеличение расходов на топливо на 40 млрд руб. произошло за счет повышения его стоимости, а оставшиеся 8 млрд руб. прибавились за счет роста объемов перевозок.

Российские авиакомпании потратили 168 млрд руб. на закупку авиаГСМ в I полугодии 2018 г. :: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com

Ранее резкое увеличение расходов на авиаГСМ отмечали и другие участники отрасли. Рост цен на авиакеросин стал ключевым фактором, повлиявшим на операционные затраты авиакомпаний группы "Аэрофлот". По итогам первой половины 2018 г. группа получила убыток в размере 5,23 млрд руб. Расходы "Аэрофлота" на авиационное топливо за 6 месяцев 2018 г. увеличились на 38,5% и составили 77,885 млрд руб.

Впервые в своей деятельности авиакомпании получили убыток на международных воздушных линиях — как правило, они нас спасали.

Резкое повышение цен на авиатопливо стало одним из неблагоприятных факторов, повлиявших на финансовые результаты и группы "ЮТэйр", которая по итогам первого полугодия получила убыток в размере 5,211 млрд руб., что более чем вдвое превысило убыток за аналогичный период 2017 г. (2,446 млрд руб.).

Суммарный убыток российских авиаперевозчиков за I полугодие 2018 г., по данным АЭВТ, составил 40,2 млрд руб. "Убытки авиакомпаний на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) увеличились в 1,5 раза и составили 37 млрд руб., — сказал заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. — Впервые в своей деятельности авиакомпании получили убыток на международных воздушных линиях (МВЛ) — как правило, они нас спасали".

Участники Комиссии решили направить в Минтранс, Министерство финансов и Министерство экономического развития РФ рекомендации по подготовке предложения в правительство РФ, касающиеся повышения коэффициента возмещения акциза на авиатопливо с целью сохранения доступности авиаперевозок для населения.

Стоит отметить, что Минтранс уже направлял предложение правительству и Минфину о компенсации затрат российских авиакомпаний на закупку топлива в виде единовременных разовых субсидий на сумму 22,5 млрд руб.

Комментарии

Аватар пользователя Gloria-7-XP

А что там с топливом в у соседей в Европе? У них то же кризис?
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№193, октябрь 2018

Календарь ATO Events

24-25 октября 2018, г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.