ИИ в авиакомпаниях: от экспериментов к практическому внедрению

Российские авиакомпании активно внедряют искусственный интеллект на уровне фронт-офиса и продвигаются к более глубинным бизнес-процессам
Искусственный интеллект (ИИ) в российских авиакомпаниях: от экспериментов к практическому внедрению

Использование искусственного интеллекта в деятельности авиакомпаний уверенно переходит от стадии экспериментов к практическому внедрению. Это показало обсуждение на специальной панельной дискуссии, посвященной искусственному интеллекту, в рамках ежегодного форума Digital Aviation & Travel Forum, организованного компанией "АТО Ивентс" в конце мая в Москве.

Дискуссия показала, что компании начинают более четко осознавать как текущие возможности ИИ, так и его ограничения и перспективы. Все больше кейсов выходит за пределы пилотных проектов, а ИИ становится реальным инструментом повышения эффективности как в работе с клиентами, так и во внутренних бизнес-процессах. Основной акцент смещается от теоретических рассуждений к поиску конкретной пользы, измеримых эффектов и безопасных сценариев применения.

Так, в авиакомпании "ЮТэйр" выделяют три уровня использования ИИ: как самостоятельного продукта (например, генеративные инструменты), как компонента существующих решений (например, чат-ботов) и как средства ускорения разработки новых решений. Особенно подчеркивается потенциал генеративного ИИ для быстрого прототипирования и снижения барьера между идеей и ее реализацией. Такие инструменты дают возможность офисным сотрудникам без глубоких технических знаний самостоятельно тестировать гипотезы и тем самым разгружать разработчиков.

В "Уральских авиалиниях", активно применяющих ИИ в клиентском сервисе, наиболее успешным кейсом стало внедрение в колл-центр речевой аналитики от "Яндекса". Это позволило автоматически анализировать 100% звонков, оперативно выявлять проблемные участки и повышать качество обслуживания. Параллельно продолжается автоматизация справочных запросов, а также точечное использование генеративного ИИ в маркетинге и внутренних исследованиях. Активно рассматривается применение ИИ в планировании экипажей и парка ВС.

"Аэрофлот" и его IT-интегратор AFLT Systems подошли к вопросу системно. Компания структурирует ИИ по направлениям: компьютерное зрение для безопасности, речевая аналитика для клиентского сервиса, машинное обучение и нейросети для анализа телеметрии, планирования рейсов и экономии топлива. Генеративный ИИ рассматривается в первую очередь для бэк-офиса — автоматизации онбординга, внутренней поддержки и закупок. Особо подчеркивается важность качества и структуры данных — без этого ИИ не даст результатов. Отдельно ведется работа по созданию R&D-команды для быстрой оценки гипотез и определения реальной пользы ИИ-решений. Аналогичная команда, хотя и не получившая пока административного оформления, уже сформировалась и в авиакомпании "ЮТэйр".

S7 Airlines также подтверждает переход от тестирования к прикладному использованию: активны проекты по чат-ботам, предиктивной аналитике продаж и техническому обслуживанию ВС. Отмечается, что генеративный ИИ используется и для документации, автотестов, аналитических обзоров. Большое внимание уделяется локализации и безопасности — особенно при работе с клиентскими данными. Компания подчеркивает, что полноценное внедрение требует не только технологий, но и изменения инфраструктуры, а также появления новых ролей и команд, способных этим управлять.

Как подчеркнул модератор панельной дискуссии, гендиректор компании ORS Александр Сизинцев, ИИ уже не воспринимается как нечто абстрактное или модное — он становится реальным инструментом в арсенале авиакомпаний. Об этом же свидетельствуют и результаты проведенного ORS масштабного исследования мнений, в котором приняли участие сорок топ-менеджеров из авиакомпаний, обслуживающих 95% российского трафика, а также из крупнейших российских вендоров и онлайн-тревел-агентств (OTA).

Согласно данным исследования, 67% компаний-респондентов используют ИИ в своих бизнес-процессах, а увеличение своих инвестиций в ИИ планирует 81% респондентов. Приведенная диаграмма детально показывает уже действующие и планируемые направления применения искусственного интеллекта.

Наиболее активно идет внедрение функций ИИ в направления, непосредственно связанные с работой с пассажирами: обслуживание клиентов, маркетинг и продажи, планирование и контроль качества. Эти области дают быстрый возврат инвестиций, легко автоматизируются и поддаются A/B-тестированию. На следующем этапе планируется смещение приоритетов во внутренние бизнес-процессы: управление флотом, экипажами, ресурсами — где эффект масштабнее, но реализация сложнее. Работа в сферах управления рисками, финансового управления, аудита и контроля пока не началась — это сложные процессы, и авиакомпании проявляют здоровый консерватизм. Получить данные исследования можно по ссылке.

Одной из перспективных сфер применения ИИ является управление доходами и прогнозирование спроса, поскольку современные методы машинного обучения и нейросетей открыли путь для создания систем RMS (Revenue Management Systems) нового поколения, которые прогнозируют спрос не только на основе исторических данных о динамике продаж на предыдущие рейсы, но и с учетом гораздо более широкого набора признаков, позволяющих повысить точность прогноза. Одним из примеров подобной системы служит RMS, которую сейчас разрабатывает компания ORS.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2025 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.