Иркутские перспективы

Анна НАЗАРОВА, Иркутск-Москва
Несмотря на экономический кризис и существенное снижение в 2009 г. объемов финансирования развития аэропортовой инфраструктуры, федеральные власти не планируют отказываться от строительства нового аэропорта в Иркутске. Об этом в апреле на открытии отреконструированного иркутского терминала внутренних авиалиний сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин.
Вопрос о переносе Иркутского аэропорта за черту города обсуждается давно. Существующий аэропорт расположен в низине, в непосредственной близости от водохранилища и часто окутан туманом. При этом взлетная полоса, протяженность которой до 2001 г. была всего 2,7 км, а к 2008 г. увеличилась до 3,5 км, идет под сильным наклоном, что также осложняет взлетно-посадочные операции. Аэровокзал находится фактически в черте города, окруженный жилыми постройками, что негативно сказывается на безопасности полетов и ограничивает возможность развития. Аэропорт накопил и удручающую статистику авиапроисшествий. Учитывая столь непривлекательные характеристики, вопрос о судьбе аэропорта настойчиво поднимался еще с 90-х гг., но предыдущий участок под строительство не удавалось согласовать с Минобороны. Решение о сооружении нового транспортного узла в районе деревни Поздняково, расположенной в 24 км от Иркутска, принято в сентябре 2008 г., после того как Минобороны окончательно утвердило застройку на этом участке.
Строительство аэропорта Иркутск-Новый, предусматривающее государственно-частные инвестиции, обойдется в 42 млрд руб. Федеральные власти возьмут на себя сооружение ВПП, сети рулежных дорожек, перронов и инфраструктуры вокруг аэропорта. Частный инвестор реализует один из двух проектов аэровокзального комплекса, разработанных ФГУП "Аэропроект". Город и аэропорт должны связать автодорога, 11 км которой еще необходимо проложить, и железная дорога (перспективы ее создания пока неясны из-за высокой стоимости проекта). В аэропорту в Поздняково предусмотрено две ВПП класса А длиной 4,2 км. Для сокращения времени обслуживания и увеличения интенсивности приема ВС новый аэропорт будет оборудован системой централизованной заправки, которая сможет одновременно обеспечить авиатопливом 10-12 лайнеров. Участок в Поздняково выбран таким образом, чтобы в зоны повышенного акустического воздействия при взлетно-посадочных операциях не попадали населенные пункты, как это происходит в существующем аэропорту. Однако опасения, что вокруг нового аэропорта также вырастет город, все же остаются: ссылаясь на генплан, руководство аэропорта Иркутск утверждает, что в перспективе район деревни Поздняково может быть застроен жилыми домами.
Строительство аэропорта Иркутск-Новый начнется в 2010 г. На выбор подрядчика и проведение земельных работ федеральные власти в следующем году выделят 1 млрд руб.; общие госинвестиции в проект до 2015 г. составят 16 млрд руб. По заявлению министра транспорта Игоря Левитина, его ведомство планирует заложить на бюджет 2010 г. часть средств, необходимых для строительства аэровокзала в Поздняково. Сразу по вводе в эксплуатацию в 2016 г. аэровокзал начнет принимать до 1,3 млн пасс. в год с дальнейшей перспективой выхода на ежегодный уровень 2 млн чел. к 2026 г. Аэропорт в Поздняково сможет одновременно обслуживать 1800 чел. в час, 600 из которых будет приходиться на международные рейсы.
Судьба площадки существующего аэропорта, по мере разрастания Иркутска постепенно приближающегося к центру города, пока не ясна. Как не ясны и перспективы реконструированного терминала внутренних авиалиний, открытого в апреле 2009 г. после четырехлетней работы. Обновленный аэровокзал, сразу названный хрустальными воротами, в будущем может быть переоборудован в бизнес-центр. Однако пока не заложен первый камень в строительство аэровокзала в Поздняково, руководство иркутского аэропорта предпочитает говорить об авиационных перспективах развития обновленного терминала, на реконструкцию которого было затрачено 510 млн руб. (московский аэропорт Шереметьево выступил гарантом погашения всего кредита).
Авиаперевозки играют роль основного вида транспорта на направлениях из Иркутска, поэтому при реконструкции вокзала учитывалась необходимость расширения его функциональных возможностей. Пропускная способность обновленного терминала возросла вдвое — до 800 чел. в час. Но, по прогнозу гендиректора аэропорта Иркутск Константина Былинина, в 2009 г. эта возможность вряд ли будет реализована в связи с ожидаемым падением пассажиропотока в 1,3 раза, до 700 тыс. чел. в год. После банкротства авиакомпаний "Дальавиа" и "Интеравиа", совершавших рейсы через Иркутск, количество самолето-вылетов заметно снизилось.
Для оздоровления сложившейся ситуации в краткосрочной перспективе в Иркутске будет зарегистрирована новая региональная авиакомпания, фигурирующая сейчас под названием "Восточно-Западные авиалинии". Главной задачей компании станет обеспечение транспортной доступности и регулярного воздушного сообщения между городами Иркутской области, Красноярского края, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В дальнейшем авиакомпания может стать региональным подразделением "Росавиа", создаваемой госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Москвы.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2020 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.