Может, завтра?

Джозеф С. АНСЕЛЬМО, Сингапур
В прошлом году Gulfstream Aerospace разместила в Китае и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона 12 заказов на свои новые бизнес-самолеты. Это около 10% от 124 машин, проданных фирмой в прошлом году.
Экономика Азии растет невиданными темпами, однако ситуация с Gulfstream, подразделением General Dynamics, скорее, исключение из правила. Отсутствие инфраструктуры и жесткое регулирование со стороны государственных органов приводят к тому, что азиатский рынок бизнес-авиации остается зоной несбывшихся надежд. Сегодня в одном только Лос-Анджелесе зарегистрировано больше бизнес-самолетов, чем во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. И в Китае, и в Индии их не более 50.

 
Доля рынка, %
Прогнозируемые среднегодовые
темпы роста на период до 2015 г., %
Мировой рынок деловой авиации
Северная Америка
74,5
4,3
Европа
18,4
4,0
Латинская Америка
4,5
6,0
Азиатско-Тихоокеанский регион
2,6
9,1
Рынок деловой авиации Азиатско-Тихоокеанского региона сегодня очень мал. Но, по прогнозам на ближайшее десятилетие, темпы его роста будут вдвое выше по сравнению с рынками Северной Америки и Европы.
Источник: Embraer.
Темпы экономического развития в Китае и Индии — самые высокие в мире. При этом наземный транспорт не поспевает за таким ростом, обусловленным инвестициями западных стран, и здесь неизбежно должны начаться закупки деловых самолетов. Население США, составляющее менее 300 млн чел., пользуется услугами авиакомпаний, эксплуатирующих свыше 6500 самолетов. А в парке авиакомпаний Индии, с ее более чем миллиардным населением, в общей сложности их меньше 300.
Однако отсутствие гибкости со стороны государственных органов, регулирующих воздушные перевозки, характерное для многих стран Азии, в том числе и таких развитых, как Япония, сводит на нет ту простоту пользования деловыми самолетами, которая делала бы их столь же привлекательными, как, например, в США, где бизнес-самолетов приобретается больше всего в мире. По мнению руководителей фирм, выпускающих административные лайнеры, основными проблемами, сдерживающими развитие рыночного потенциала, являются:

  • Ограничения на использование воздушного пространства. В Китае, где воздушное пространство контролируется военными, эксплуатант корпоративного самолета должен запросить разрешение на полет как минимум за день до вылета. Границы между многочисленными азиатскими государствами также усложняют полеты деловых самолетов по сравнению, например, с США или странами Евросоюза.
  • Доступ в аэропорты. Инфраструктура аэропортов в таких странах, как Индия, достойна сожаления. Имеется нехватка летного и технического состава. В некоторых зонах радиолокационные станции работают не круглосуточно. Но даже в странах с современными аэропортами к административной авиации относятся как к чему-то второстепенному. В токийском аэропорту Нарита разрешено всего три посадки деловых самолетов в сутки. Другие аэропорты полностью закрыты для административной авиации.
  • Налоги и ограничения на права собственности. В Китае только недавно законодательно введены документы на право собственности. При этом покупатели деловых самолетов должны платить налог в размере 21,7% от их стоимости. На Тайване частное владение самолетами до сих пор запрещено.
  • Национально-культурные особенности. Для азиатских стран идея собственного самолета как инструмента повышения эффективности бизнеса является совершенно новой.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.