MPL — новая программа начальной подготовки

Новая программа начального обучения предназначена для ликвидации пробелов в системе подготовки пилотов авиакомпаний

Фрэнсис ФИОРИНО, Вашингтон
Международная организация гражданской авиации (ICAO) предлагает новый подход к решению чрезвычайно острой в условиях быстро растущего рынка авиаперевозок проблемы подготовки пилотов для авиакомпаний — программу MPL (Multiple Crew Pilot License — подготовка пилотов к работе в составе многочленного экипажа).
Рынки авиаперевозок в таких странах, как Индия и Китай, растут головокружительными темпами. Точно такими же темпами растет и спрос на новых пилотов. По прогнозам специалистов, в 2002-2012 гг. их потребуется в общей сложности не менее 140 тысяч.
В настоящее время источниками летного состава для коммерческих авиакомпаний являются военная, деловая и частная авиация, а также собственные учебные подразделения авиакомпаний. Эти традиционные способы подготовки не могут в достаточной степени удовлетворить растущую потребность в пилотах. Поэтому в октябре 2002 г. экспертная группа ICAO, состоящая из представителей государств-членов организации, авиакомпаний и авиационных властей, приняла решение "разработать совершенно новый метод подготовки вторых пилотов реактивных самолетов", — сообщил Бад Остер, член экспертной группы и директор по вопросам обучения фирмы CAE.
В результате была разработана, как отметил г-н Остер, "комплексная, тщательно продуманная программа начального обучения, которая позволяет из кандидата в пилоты с нулевым налетом подготовить второго пилота, причем за меньшее время и с меньшими затратами по сравнению с традиционными методами подготовки". Программа нацелена на подготовку пилотов, способных после обучения немедленно приступить к работе на самолетах с полностью электронной индикацией кабины и в составе многочленного экипажа. По расчетам ICAO, к 2010 г. новая программа станет стандартом начального обучения вторых пилотов.
"Традиционные методики подготовки за 100 лет практически не изменились, — утверждает Бад Остер. — Они требуют таких действий, как, например, бесконечные часы отработки обучаемыми определенных навыков, которые не находят применения в кабине с полностью электронной индикацией".
Программа MPL сокращает время подготовки пилотов с 18-26 месяцев до 45 недель, а среднюю стоимость с 90-180 тыс. долл. (в зависимости от географического расположения) до 75 тыс. долл.
В 1987 г. Бад Остер начал разработку программы начального обучения пилотов ACAT (Air Carrier Ab Initio Training), включавшей в себя основные элементы MPL уже тогда, до разработки новой программы экспертной группой ICAO. Впоследствии обе эти программы были объединены в одну программу начального обучения, для обозначения которой первоначально была принята аббревиатура ACAT-MPL.
При обучении по программе MPL авиакомпании будут посылать кандидатов в пилоты для конкретного типа самолета в специализированные центры обучения авиационных специалистов (Aviation Training Organization, ATO), имеющие соответствующую лицензию. После обучения в таких центрах летчики будут возвращаться в авиакомпанию, готовые к полетам на коммерческих рейсах.
При подготовке по программе MPL значительная часть времени отводится работе на тренажере. Общая продолжительность курса составляет 240 "летных" часов, из которых 60 часов обучаемый проводит в воздухе и 120 часов — на тренажере. Сейчас для обучения по обычной программе необходимо в среднем 250 часов, и из них только 40-50 часов отводится работе на тренажере.
Обучение по программе MPL продолжается 45 недель, с интенсивностью 6 дней в неделю, в обстановке "высокой, по образцу военной, дисциплины", как выразился г-н Остер. В течение этого времени кандидат во вторые пилоты одновременно обучается по трем основным направлениям: навыки руководства и общения, аэродинамика и динамика полета, летные характеристики воздушного судна.
Обучение происходит в три этапа. Сначала предусматривается базовый курс, после которого обучаемый должен продемонстрировать уровень мастерства пилота-любителя, затем — подготовка по программе так называемого уровня в 300 узлов, т. е. с учетом характерных для техники авиакомпаний высоких скоростей (приборная скорость около 300 узлов, или 550 км/ч) и больших высот полета, и наконец — наиболее высокий уровень, на котором начинается стандартный курс подготовки к полетам на самолете конкретного типа.
Обучение постоянно идет в составе экипажа; один из курсантов выполняет функции командира воздушного судна, другой — второго пилота. При этом на всех этапах используются методики управления ресурсами экипажа, а также предотвращения ошибок и нештатных ситуаций.
Наиболее серьезную проблему, по мнению Бада Остера, представляет степень знания английского языка. Обучаемый должен владеть английским языком, включая характерную для авиации терминологию, на уровне 4 по классификации ICAO, что станет обязательным с марта 2008 г.
В результате обучения выпускник получает лицензию второго пилота в составе экипажа самолета конкретного типа. Программа MPL не отменяет более традиционные подходы к обучению. Тот, кто хочет летать ради удовольствия, должен идти более традиционным путем.
К концу 2006 г. фирма CAE планирует организовать опытный учебный класс для окончательной отработки методики; сейчас она уже приступила к разработке курса для центров обучения.
По словам г-на Остера, к 2007 г. программа MPL должна быть предложена нескольким ведущим организациям, специализирующимся на подготовке летного состава, в том числе CAE, Lufthansa и Alteon.
В настоящее время ICAO рассылает MPL в авиационные управления разных стран, для того чтобы получить от них определенные отзывы. Европейское управление по авиационной безопасности EASA/JAA планирует обеспечить готовность к внедрению этой программы к моменту ее включения в Приложение к соответствующей главе Решений конференции ICAO — примерно в ноябре 2006 г.
Федеральное авиационное управление США (FAA), по словам его официального представителя, может разработать отдельную лицензию на применение MPL в случае, если авиакомпании США проявят достаточный интерес к новой программе.
Представитель FAA также сказал, что процессы разработки курса обучения в соответствии с программой MPL и его проверки идентичны процессам внедрения "специальных курсов обучения" в соответствии с частью 141.57 книги 14 Федерального свода законов США, подробно описанным в справочниках для экспертов управления.
Фирма CAE очень серьезно относится к Multiple Crew Pilot License и планирует крупные инвестиции в программу. В связи с этим, как отметил Бад Остер, CAE намерена провести исследования, подтверждающие необходимость внедрения новых технологий на тренажерах.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.