На более 100 самолетах "Аэрофлота" пассажиры могут пользоваться бортовой системой развлечений

Весь узкофюзеляжный флот флагмана планируется оснастить беспроводной IFE уже в будущем году
На более 100 самолетах «Аэрофлота» пассажиры могут пользоваться бортовой системой развлечений
:: "Аэрофлот"

Являясь полносервисным перевозчиком, авиакомпания "Аэрофлот" привержена высоким стандартам обслуживания пассажиров, не только обеспечивая комфортный полет, но и заботясь о заполнении досуга путешественников на борту.

"Аэрофлот" вновь подключил к беспроводной системе развлечений уже 67 узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов семейства Airbus A320ceo (38 A320 и 29 A321). С учетом того что на 41 широкофюзеляжном дальнемагистральном самолете доступна стационарная система развлечений, пассажиры всех классов обслуживания на борту более 100 воздушных судов авиакомпании могут интересно и с пользой провести время в полете.

На борту A320ceo и A321ceo пассажиры могут скоротать время в полете, подключив по Wi-Fi собственный гаджет к бортовой локальной сети Aeroflot.entertainment. Кино и музыка, аудиокниги, познавательная информация для путешественников и раздел для детей доступны прямо в браузере — заранее скачивать специальное приложение (как это было раньше) не понадобится.

Шансы разрядить мобильное устройство невелики, ведь многие узкофюзеляжные лайнеры ведущего авиаперевозчика страны оснащены разъемами для подзарядки мобильных устройств.

Стриминговая система развлечений уже использовалась "Аэрофлотом", но после введения санкций, накладывающих запрет на определенные виды взаимодействия западных стран с Россией в сфере авиации, национальному перевозчику пришлось взять паузу и искать замену ушедшему с рынка зарубежному поставщику программного обеспечения. Заново воссоздать систему, наполнить ее свежим, интересным и регулярно пополняемым контентом смогла отечественная компания "Аэрогрупп".

Примерно год назад система была установлена на первые 20 самолетов A320 "Аэрофлота". С тех пор число оборудованных воздушных судов постоянно увеличивается, и в 2024 году беспроводной системой развлечений на российском программном обеспечении будет оборудован уже весь узкофюзеляжный флот "Аэрофлота", включая такие типы самолетов, как Airbus A320/A321neo и Boeing 737-800.

Функционал системы постоянно развивается. Скоро пассажиры через свой смартфон или планшет смогут обратиться с просьбой к бортпроводнику, заказать блюда и напитки из электронного меню, а также заказать и оплатить товары беспошлинной торговли из каталога SkyShop. Интерфейс системы выполнен на девяти языках.

Все бортовые стриминговые системы развлечений, представленные на мировом рынке, разделяются на два больших класса в зависимости от аппаратного решения: стационарные и мобильные (или портативные). Стационарная установка чаще применяется для комбинированных систем с использованием не только мобильных устройств, но и экранов в спинках кресел, а также с выходом в интернет в полете. Такая установка системы требует сертификации для получения дополнения к сертификату типа самолета (STC; Supplemental Type Certificate). Процесс достаточно сложный и длительный, особенно в условиях санкций, поэтому в современных системах гораздо чаще используется мобильный вариант, который выполнен в виде одного или нескольких блоков, закрепляемых внутри багажной полки в салоне и подключаемых к бортовой электросети.

Весь контент хранится во внутренней памяти устройства. У некоторых поставщиков таких портативных систем они даже оснащены собственным аккумулятором, и тогда между рейсами их просто меняют на полностью заряженный экземпляр с обновленным контентом.

Стриминговые Wi-Fi-системы развлечений имеют и ряд ограничений по сравнению с проводными. Угроза создания помех бортовому навигационному оборудованию не позволяет использовать систему во время взлета и посадки. Инструктаж по безопасности перед взлетом приходится проводить бортпроводникам.

:: "Аэрофлот"

На дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетах "Аэрофлота" типов Boeing 777, Airbus A350, Airbus A330, а также в бизнес-классе на среднемагистральных Boeing 737 и Airbus А320neo для пассажиров по-прежнему доступна стационарная система развлечений, с мониторами в спинках впередистоящих кресел.

В мировом воздушном транспорте системы развлечения пассажиров на борту (Inflight Entertainment System; IFE) появились как персонифицированная услуга для пассажиров премиальных классов на дальнемагистральных лайнерах. Контент транслировался на монитор в спинке расположенного впереди кресла и управлялся специальным пультом. Остальные довольствовались трансляцией общего для всего салона фильма на мониторах, выдвигаемых из потолка, и его озвучкой через наушники.

По мере роста конкуренции авиаперевозчиков и развития технологий мониторы систем IFE стали все чаще появляться и в спинках кресел салонов экономического класса.

Если для пассажиров стационарные системы IFE представляются благом, то самим авиаперевозчикам они доставляют немало хлопот. Дорогостоящее оборудование, его техническое обслуживание и ремонт, немалый дополнительный вес и возросшее энергопотребление заметно увеличивают расходы авиакомпаний.

Качественный скачок в распространении развлекательных систем произошел в начале этого века, когда практически каждый пассажир обзавелся смартфоном, планшетом или ноутбуком с Wi-Fi-подключением к сети.

Именно тогда сначала низкобюджетные авиакомпании, а потом и гранды авиаперевозок начали оснащать свои самолеты локальной беспроводной сетью. Загруженный на сервер контент в интерактивном режиме стал доступен практически всем на борту. Пассажиру — развлечения, авиакомпании — новые маркетинговые инструменты и дополнительный доход, если контент или часть его предоставляется за плату.

Кстати, на борту самолетов "Аэрофлота" развлекательные программы предоставляются бесплатно.

В РФ стриминговую систему развлечений на борту запустила не только авиакомпания "Аэрофлот". Еще один авиаперевозчик группы "Аэрофлот" — авиакомпания "Россия" на своем сайте предлагает подключиться к мультимедийной системе развлечений rportal.aero со своего мобильного устройства и получить доступ к широкому выбору медиаконтента и услуг, предоставляемых на борту.

Здесь часть контента предоставляется за дополнительную плату, а сама система доступна лишь на части регулярных рейсов при наличии технической возможности.

Действительно модель, когда базовый контент бесплатен, а остальные услуги стоят денег, по-прежнему остается привлекательной для части авиакомпаний.

Некоторые перевозчики включают полностью бесплатную IFE в обслуживание в салонах только премиум-класса, а остальным предлагают ее за деньги.

Спонсоры — наиболее очевидные партнеры по решениям, бесплатным для потребителей. Так, одна из чартерных авиакомпаний России внедрила беспроводную IFE на нескольких дальнемагистральных самолетах. Доступ к бортовой системе осуществляется с помощью внутренней сети Wi-Fi через браузер персонального устройства. Интерфейс портала выполнен в цветах одного из ключевых партнеров авиакомпании — премиального туроператора (а не авиаперевозчика) — результат совместного проекта.

В рамках бесплатной для пассажира модели система развлечения на борту перемещается из категории продукта, формирующего доходы авиакомпании, в категорию создания бренда, вовлечения в программу лояльности, мерчандайзинга либо спонсорских или партнерских продуктов.

:: ATO.ru

Некоторые вехи развития индустрии IFE

1921 г. — На борту американской авиакомпании Aeromarine Airways впервые показан фильм.

1961 г. — На регулярных рейсах американской TWA пассажирам начали показывать кинофильмы.

1962 г. — Авиакомпании American Airlines и Pan Am установили телевизоры в салонах первого класса.

1962 г. — Началось использование наушников с пневматической передачей звука.

1975 г. — Braniff Airways стала первой авиакомпанией, предложившей пассажирам видеоигры на борту.

1979 г. — Авиакомпании начали заменять пневматические наушники на электронные.

1984 г. — American Airlines стала первой, кто установил на борту самолета телефон.

1988 г. — Компания Airvision начала внедрять первые индивидуальные системы IFE, ЖК-дисплеи которых монтировались в спинки кресел.

1991 г. — Британская Virgin Atlantic Airways установила персональные системы развлечений во всех классах, включая экономический.

1993 г. — Сингапурская Singapore Airlines первой внедрила факс на борту.

1997 г. — Швейцарская Swissair стала первой авиакомпанией, установившей систему с функцией "видео-по-запросу".

2000 г. — На бортах авиакомпаний American Airlines и Swissair начали раздавать DVD-плееры.

2003 г. — Alaska Airlines начала раздавать на борту портативные системы развлечения на основе ноутбуков, которые хранят архив фильмов, видеоигр и музыки на жестком диске.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.