Налог на развитие

Аэропортовая инфраструктура России требует значительных капиталовложений. Инвестиции в нее уже начались, и на ближайшие годы запланировано их значительное увеличение. По данным Росавиации, только в Федеральной целевой программе (ФЦП) "Модернизация транспортной системы РФ на 2003-2010 годы" подпрограмма "Гражданская авиация" предусматривает вложение в реконструкцию аэродромных комплексов 21,8 млрд руб. в 2009 г. и 33,1 млрд руб. — в 2010 г., а ФЦП "Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015 годы" предполагает инвестиции на эти цели в размере 41,5 млрд руб.
Таким образом, на первый взгляд все прекрасно, а будет и того лучше. Однако в реальности перспектива дальнейшего существования и развития предприятий аэропортового сектора гражданской авиации сегодня напоминает интригу, где выживших просто может не оказаться.
Чтобы понять суть проблемы, следует обратить внимание на налогообложение. В действующем налоговом законодательстве совершенно отсутствуют какие-либо нормы, направленные на поддержание экономической устойчивости предприятий воздушного транспорта — в отличие от всех прочих видов транспорта общего пользования. Текущие налоговые ставки в отношении объектов инфраструктуры аэропортов федерального значения в большинстве случаев многократно превышают доходы от их деятельности.
Дополнительным фактором, обостряющим эту ситуацию, является, как это ни парадоксально звучит, реализация ФЦП "Модернизация транспортной системы РФ на 2002-2010 годы", в соответствии с которой ежегодно инвестируется значительный объем капиталовложений в реконструкцию аэродромных комплексов. Вложенные инвестиции, естественно, увеличивают стоимость объектов аэропортовой инфраструктуры, что, как следствие, вызывает резкое возрастание налоговых обязательств предприятий при принятии на баланс реконструируемых аэродромов.
Приведем пример. В 2007 г. федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП АГА) — балансодержатель федерального имущества аэродромных комплексов московских аэропортов Шереметьево и Внуково — оплатило налог в размере 8 млн руб. В этом году налоговое обязательство предприятия составит 62 млн руб. А в 2011 г., с учетом планируемых вложений, предстоит оплатить налог в размере свыше 1 млрд руб.
В таблице представлены расчеты налога на имущество, сделанные специалистами ФГУП АГА с учетом планируемых инвестиций в аэропортовую инфраструктуру в рамках ФЦП. Указанные в таблице суммы превышают расчетные возможности всех аэропортов по арендной плате за это имущество, а региональные аэропорты просто убивают наповал.
Получается, что ситуация с налогообложением в этой сфере сегодня поставлена с ног на голову: чем больше инвестируется в развитие инфраструктуры, тем сложнее будет выжить предприятиям отрасли.
Схожая ситуация для экономики аэропортов складывается при установлении ставки земельного налога и платы за земли организациями гражданской авиации.
С 1 января 2008 г. введена ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в размере 1,5% от их кадастровой стоимости. Расчеты показывают, что такой процент полностью лишает экономического смысла деятельность операторов аэропортов. Действующая ставка многократно превышает их чистую прибыль и несопоставима с доходами. И это только в отношении успешных аэропортов, не говоря об объективно убыточных, к которым относится свыше 90% всех аэропортов страны. Например, по данным ФГУП АГА, при существующем налоге на землю прогнозная величина ставки арендной платы за пользование земельным участком составит для аэропорта Ростова-на-Дону более 60% его чистой прибыли, а для аэропорта Омска — более 400%. Для сравнения отметим, что организации государственных автодорог общего пользования освобождены от уплаты земельного налога.
Соответственно, сегодня остро ощущается необходимость срочного пересмотра налоговой политики в отношении предприятий транспортной отрасли. Предоставление налоговых льгот предприятиям авиатранспортной отрасли по налогу на имущество и на земельные участки, имеющие единый общий статус ограниченных в обороте, позволит обеспечить эффективную экономическую поддержку, создаст условия для развития и установления конкурентоспособности всех видов транспорта.
Понимание необходимости принятия вышеназванных мер есть и в Минтрансе, и в Госдуме. В конце октября 2008 г. Комитет по транспорту ГД внес на рассмотрение проект федерального закона, направленный на внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части освобождения от уплаты налогов в отношении объектов инфраструктуры предприятий федерального транспорта общего назначения, а также в отношении земельных участков, занятых указанными объектами. Установление льгот по данному законопроекту предполагает финансовое обеспечение консолидированных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством. Таким образом, то для того чтобы закон о льготах по налогу на имущество и земельные участки заработал, достаточно будет внести изменения в федеральный бюджет на 2009-2011 гг. в части предоставления трансферов субъектам РФ.

Расчет налога на имущество, находящегося на балансе ФГУП АГА, в связи с капиталовложениями по ФЦП
Объект
Год ввода в эксплуатацию
Стоимость имущества после реконструкции, млн руб.
Налог на имущество, млн руб.
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Анапа
2012
4176,0
-
-
-
-
-
92,0
88,0
84,0
80,0
Внуково
2008-2011
9285,0
0,38
0,29
73,0
70,0
67,0
195,0
188,0
181,0
174,0
Кольцово
2009-2012
10784,7
1,0
0,8
61,0
59,0
57,0
55,0
228,0
218,0
208,0
Мурманск
2012
1900,0
-
-
-
-
-
42,0
40,0
38,0
36,0
Пенза
2012
1050,0
-
-
-
-
-
23,0
22,0
21,0
20,0
Сочи
2008-2012
24100,0
-
-
111,0
107,0
104,0
101,0
512,0
491,0
470,0
Шереметьево
2008-2014
23000,0
7,2
6,9
176,0
169,0
162,0
155,0
202,0
194,0
470,0

 

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№199, май 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.