Олимпийская приватизация

Аэропорт Сочи одновременно начали готовить к передаче в заботливые частные руки и к ремонту

Разговоры о приватизации аэропорта Сочи по затраченному на них времени вряд ли могут сравниться с главным местным долгостроем — новым зданием аэровокзала. Конкурс городов-претендентов на проведение зимней Олимпиады-2014, в котором участвует Сочи и итоги которого объявят через год, дал аэропорту шанс поменять статус ФГУП на статус акционерного общества. Вместе с подготовкой к приватизации Министерство транспорта стало готовить аэропорт к ремонту, объявив соответствующий конкурс.

Еще в июле 2004 г. замминистра транспорта Александр Мишарин в интервью одной из деловых газет сообщил о скором акционировании и последующей продаже аэропорта Сочи, пояснив, что инвентаризация имущества аэропорта уже подходит к концу. Тогда оппонентом чиновника выступило Минэкономразвития (МЭРТ), представители которого заявили, что аэропорт не стоит в плане приватизации на 2005 г.: по закону до акционирования предприятия его не могут внести в этот список.
В мае 2005 г. МЭРТ согласовало с Минтрансом проект указа президента об исключении ФГУП "Аэропорт Сочи" из списка стратегических предприятий и направило в правительство документы по его приватизации. Предполагалось, что в ноябре 2005 г. проведут инвентаризацию имущества (которая, по заявлению некоторых чиновников, уже подходила к концу в середине 2004 г.) и весной 2006 г. предприятие должны были выставить на аукцион. Но и эти сроки не были соблюдены.
Закон об исключении аэропорта Сочи из списка стратегических предприятий Владимир Путин подписал 3 мая нынешнего года, а в начале июля распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова он был включен в план приватизации на 2006 г. Между подписанием этих двух документов глава Международного олимпийского комитета Жак Рогге огласил список официальных городов-претендентов на проведение Олимпиады-2014, в который вошли австрийский Зальцбург, корейский Пхенчхан и российский Сочи. Не исключено, что решение МОК послужило дополнительным стимулом для решения вопроса о приватизации аэропорта. По сообщению пресс-службы Сочинского аэропорта, сейчас во исполнение приказа заместителя руководителя Росимущества от 7 августа 2006 г. № 180 "О приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Сочи"" на предприятии создана рабочая группа по разработке пакета документов, необходимого для принятия решения об условиях приватизации. Отметим, что только на подготовку приказа о подготовке документов Росимуществу потребовался примерно месяц.
Основной сложностью при возможном акционировании и дальнейшей продаже аэропорта Сочи раньше считался недостроенный аэровокзал. В 1987 г. его начала возводить югославская (словенская) строительная компания SCT International, однако после распада СССР в готовом на 90% здании так и не были завершены отделочные работы, оно не было сдано в эксплуатацию и никогда не функционировало. С точки зрения юридического оформления новый аэровокзал не входил в состав ФГУП "Аэропорт Сочи", а продавать его отдельно от действующей части аэропорта было бессмысленно. После соответствующих решений президента, премьера и Международного олимпийского комитета имущество долгостроя было закреплено на правах хозяйственного ведения за ФГУП "Аэропорт Сочи" (распоряжение территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю от 08.08.2006 № 01-04/2964С).
Еще с одной проблемой недостроенного аэровокзала владелец аэропорта столкнется при проведении необходимой реконструкции. Как считает глава строительной компании Cyvas (реконструирует аэропорт Домодедово) Миливое Зечевич, новый сочинский аэровокзал изначально проектировался, скорее, как торговый центр и многие особенности распределения потоков в аэропорту в нем не были учтены (см. интервью на с. 54).
Главным претендентом на сочинские воздушные ворота считается "Базовый элемент" Олега Дерипаски. Напомним, что аффилированная к "Базэлу" Русско-Азиатская инвестиционная компания (РАИнКо) управляет аэропортами Краснодара и Анапы, а также на основе государственно-частного партнерства строит аэропорт в Геленджике. В РАИнКо не отрицают интереса к аэропорту Сочи, но пока отказываются более подробно говорить на эту тему. Соперниками РАИнКо на предстоящем конкурсе могут стать акционеры московского аэропорта Внуково. Заместитель генерального директора Внуково Виталий Ванцев официально подтвердил намерение претендовать на Сочи. Сообщения о том, что потенциальным покупателем аэропорта считается компания "Ренова" (управляет аэропортом Екатеринбурга), пока не подтверждаются. По словам представителя "Реновы" Андрея Шторха, ни на одном совете директоров управляющей компании холдинга этот вопрос не рассматривался. Решение о возможном участии будет приниматься лишь после официального объявления условий конкурса.
Как заявил г-н Ванцев, реконструкция аэровокзала в Сочи может потребовать до 100 млн долл. "Оптимистичный срок окупаемости этих вложений — пять лет, пессимистичный — десять", — говорит он. Несмотря на рост привлекательности аэропортового бизнеса среди инвесторов, большинство объектов до сих пор остаются рискованным вложением денег: оператор аэропорта не устанавливает ставки на обслуживание авиакомпаний, следовательно, не может в полной мере рассчитывать сроки возврата своих денег. Однако старший аналитик инвестиционной компании "Регион" Евгений Шаго считает, что аэропорт Сочи, может стать удачным проектом для его будущих владельцев. "Если в город к Олимпиаде будут вложены обещанные деньги (вице-премьер Александр Жуков говорит об инвестициях в 12 млрд руб. — Прим. ред.), то аэропорт, конечно же, окупится", — считает г-н Шаго.
Пока Росимущество готовит аэропорт к приватизации, в Росавиации, по-видимому, решили, что государству выгоднее продавать отреставрированный объект, и в начале августа объявили конкурс среди строительных компаний на проведение соответствующих работ. Предполагаемая реконструкция включает в себя не только аэродромный комплекс (ВПП, рулежные дорожки), не подлежащий приватизации, но и действующий аэровокзал. Итоги конкурса должны подвести в начале сентября. Согласно официальным документам общая стоимость проекта 2,8 млрд руб. — эти деньги будут выделены из федерального бюджета. Победитель конкурса в течение 18 месяцев должен разработать проект и рабочую документацию двух этапов реконструкции и выполнить работы первого этапа. Однако, по оценкам потенциальных претендентов на аэропорт, выделенных средств заведомо не хватит на реконструкцию всего аэропорта; на эту сумму можно привести в порядок лишь аэродромный комплекс.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.