Оптимальные траектории вылета

Дэвид ХЬЮЗ, Вашингтон
Уже на начальном этапе внедрения оптимальных траекторий вылета из международного аэропорта Даллас/Форт-Уорт (DFW) авиакомпания American Airlines предполагает ежегодно экономить 15 млн долл. В будущем эта цифра должна возрасти вдвое. Экономия происходит за счет сокращения расхода топлива при полете по оптимальным траекториям, сформированным с помощью использования зональной навигации (RNAV).
Зональная навигация предполагает применение современных систем самолетовождения и спутниковых навигационных систем с целью выполнения полета без использования наземных средств передачи навигационных данных. Начатое в сентябре прошлого года использование 16 новых стандартных траекторий вылета (SID) на основе RNAV позволило на одну-две мили сократить расстояние, пролетаемое каждым самолетом с момента отрыва и до выхода из зоны аэропорта. Поскольку American Airlines и ее "дочка" American Eagle ежедневно выполняют 700 вылетов из DFW, экономия на сокращении расхода топлива оказывается значительной.
По словам Брайана Уилла, руководителя программы эксплуатации парка самолетов Boeing 777 в American Airlines, участвовавшего во внедрении зональной навигации, прежде чем RNAV была полностью отработана в DFW, пришлось поломать голову над решением некоторых проблем.
Когда в декабре 2004 г. Федеральная авиационная администрация США (FAA) впервые ввела RNAV/SID в DFW, оказалось, что некоторые пилоты выполняют развороты либо со слишком маленьким, либо со слишком большим радиусом. В связи с этим FAA внесла уточнения, увеличив дистанции между разными траекториями взлета, что привело к сокращению, по крайней мере на данный момент, сэкономленного при каждом взлете времени.

Новые процедуры вылета с использованием RNAV в аэропорту Даллас/Форт-Уорт увеличивают число коридоров в южном направлении с двух (обведены кружками на верхнем снимке) до четырех (на нижнем снимке) и предоставляют диспетчерам по два коридора в восточном и западном направлениях. RNAV является более точной системой (внизу), чем использовавшиеся ранее радиомаяки (вверху)
Тщательно проработав новые процедуры с летным составом, American сумела добиться того, что каждый вылет стал выполняться по оптимальным траекториям. Экипажи перестали менять радиус разворота и начали точно выдерживать траектории полета с помощью RNAV. В результате авиакомпания вместе с FAA и руководством аэропорта приступила к пересмотру задаваемых RNAV трасс полета, с тем чтобы они проходили над автотрассами и незаселенными участками территории, минуя зоны жилой застройки.
Один из официальных представителей FAA сообщил о том, что новые процедуры выполнения вылета проходят в настоящее время стандартную экспертизу с целью получения максимальной уверенности в их выгоде для эксплуатантов. Экспертиза RNAV/SID, используемых в DFW, призвана также оценить возможность дальнейшего сокращения расстояний, покрываемых самолетом при вылете.
В аэропорту Даллас/Форт-Уорт имеется два ориентированных с севера на юг комплекса ВПП, каждый из которых состоит из двух близкорасположенных параллельных ВПП. Как правило, они используются для взлета в южном направлении. Новые процедуры с применением RNAV/SID позволяют взлетать с полос, расположенных в восточной части летного поля, двумя способами: с уходом влево сразу после отрыва и последующим левым разворотом в пределах 5-мильной зоны либо со взлетом по прямолинейной траектории в пределах 10-мильной зоны с последующим разворотом влево. Для некоторых рейсов предусмотрен уход из аэропорта по прямолинейной траектории, без выполнения разворотов. Аналогичные процедуры взлета с разворотами вправо используются на двух параллельных ВПП, расположенных в западной части летного поля.
Общий эффект заключается в увеличении числа траекторий для вылета в южном направлении с двух до четырех, с разворотами влево или вправо. До внедрения зональной навигации использовались радиомаяки, что приводило к значительному разбросу траекторий вылета. Теперь взлет выполняется по заранее заданным траекториям. По информации FAA, это позволило сократить на 30-50% объемы голосовой связи с диспетчерами УВД и привело к увеличению пропускной способности аэропорта и более оптимальным траекториям набора высоты.
Естественно, что в аэропорту DFW будут внедрены также стандартные траектории прилета (STAR) с использованием методов зональной навигации, но, по словам Джеффа Уильямса, руководителя группы RNAV/RNP в ОВД США, для этого необходимо изменить схемы воздушного движения в зоне аэропорта.
В 2005 финансовом году FAA санкционировала примерно 30 процедур зональной навигации, в том числе 13 в международном аэропорту Хартсфилд-Джексон (Атланта). В нынешнем финансовом году FAA планирует разработать и сертифицировать 30-50 таких процедур. Среди них вылеты из международного аэропорта Лос-Анджелеса в восточном и западном направлениях, вылеты из международного аэропорта г. Майами, а также вылеты и прилеты в международном аэропорту Вашингтона/Балтимора.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.