Осажденная Virgin Atlantic взвешивает возможности

Стив Риджуэй
Стив Риджуэй

Йенс Флоттау, Франкфурт

Bладельцы авиакомпании Virgin Atlantic — Virgin Group и Singapore Airlines — настойчиво ищут новых инвесторов, поскольку хотят продать свои доли в перевозчике, который сейчас оказался в осадном положении на рынке авиаперевозок.
Virgin Atlantic наняла в качестве консультанта Deutsche Bank — он должен рассмотреть различные варианты развития событий. Вероятно, банк будет заниматься процессом продажи компании стратегическому инвестору. Этот шаг был сделан после того, как глава Virgin Atlantic Стив Риджуэй заметил в прошлом году, что авиакомпания видит возможности роста при присоединении к большой авиационной группе. Официальный представитель перевозчика подтвердил, что после сделанного заявления Virgin Atlantic получила ряд запросов о возможном объединении. Сотрудник авиакомпании сказал, что изучение предполагаемых возможностей может занять у Deutsche Bank несколько месяцев.
Потери перевозчика в финансовом году, завершившемся в конце февраля 2010 г., составили 132 млн фунтов (209,1 млн долл.). Для сравнения: за год до этого прибыль была на уровне 60 млн фунтов. Хотя в 2010 г. Virgin Atlantic выиграла от общего подъема экономики, ответов на стратегические вопросы развития компании до сих пор нет.
Virgin Atlantic была основана в 1984 г. миллиардером Ричардом Брэнсоном. Сначала у перевозчика был всего один Boeing 747-100, взятый в лизинг, который выполнял рейсы из лондонского аэропорта Гэтвик в международный аэропорт Ньюарк (Нью-Джерси). За прошедшие годы флот компании увеличился до 37 широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов; все это время перевозчик остроумно обыгрывал в своем продвижении тему аутсайдера, которому приходится постоянно бороться с огромными возможностями British Airways. Virgin стала куда более серьезным соперником для BA, когда ей удалось перейти в аэропорт Хитроу в начале 90-х гг. Вместе с American Airlines, United Airlines и BA компания стала одним из четырех игроков, которому было разрешено летать на трансатлантических маршрутах из Хитроу. Число компаний было определено специальным соглашением, жестко ограничивающим их количество.
Пока Virgin укрепляла свою позицию в четко определенной рыночной нише, конкурентная среда в данном сегменте кардинально изменилась. Соглашение об открытом небе между Европейским союзом и США обеспечило конкурентам из Штатов более широкий доступ на лондонский рынок, особенно в Хитроу, и единственным сдерживающим фактором теперь остается дефицит слотов в данном аэропорту. Для Virgin ситуация усу­губилась после одобрения совмест­ного трансатлантического проекта BA/American Airlines, с которым перевозчик Ричарда Брэнсона боролся несколько лет. Благодаря разрешению сделки, BA оказалась более могущественным соперником, получив все преимущества участника альянса.
Virgin Atlantic — не единственная компания, до сих пор избегавшая альянсов. Но другие наиболее известные примеры, Etihad Airways, Qatar Airways и Emirates, — это быстрорастущие, не испытывающие недостатка в деньгах ближневосточные авиакомпании, которые контролируют внутренний рынок своего региона.Virgin Atlantic сейчас единственная из трех британских компаний, представленных в Хитроу (вместе с BA и bmi), не ставшая частью какой-либо группы и не присоединившаяся к альянсу.
Singapore Airlines (SIA) купила 49% акций лондонского перевозчика в 2000 г. за 930 млн долл., для сингапурцев сделка стала частью плана по международному расширению. Но после продажи акций не последовало какой-либо значительной интеграции маршрутных сетей или унификации услуг для пассажиров. Эксперты сочли, что синергия этой сделки была крайне ограниченной. SIA, которая с момента покупки изменила тактику и сконцентрировалась на своем основном бизнесе, два года назад объявила, что хочет продать свою долю в Virgin Atlantic.
Главный вопрос сегодня: кто ее купит? В качестве предполагаемых новых владельцев называется американская Delta Air Lines и один из ближневосточных перевозчиков.
Delta не комментирует предположения. Однако после того как American и ВА получили от властей одобрение на создание своего совместного предприятия, Delta осталась единственной из трех крупнейших американских компаний, у которой нет локального партнера в Хитроу. Правда, многие наблюдатели на рынке задают вопрос, что ей даст Virgin Atlantic, выполняющая только дальнемагистральные рейсы. На североатлантике Delta занимает хорошие позиции благодаря собственному флоту. А рейсы из Азии в Хитроу предлагаются партнерами американской авиакомпании по альянсу SkyTeam.
С точки зрения Virgin Atlantic, фидерные перевозки новых партнеров на локальных рынках могут оправдать вступление компании в альянс. Однако в этом случае перевозчику придется отступиться от своего утверждения о том, что альянсы снижают конкуренцию на рынке. К тому же вступление в SkyTeam вряд ли как-то повлияет на решение вопроса о продаже доли компании.
По некоторым данным, Etihad в 2008 г. рассматривал Virgin Atlantic как вариант для своего развития на глобальном рынке, но источники в авиационной индустрии говорят, что до переговоров так и не дошло. Базирующаяся в Абу-Даби авиакомпания пытается сформировать фидерные потоки в Европе; дальнемагистральная Virgin Atlantic вряд ли подходит на эту роль. Emirates также заявила, что не намерена покупать других перевозчиков, поскольку сосредоточится на собственном быстром развитии.
Брэнсон в течение многих лет предлагал сделку bmi, чтобы скомбинировать дальнемагистральные полеты Virgin Atlantic со средними направлениями bmi. Однако пока bmi была независимой компанией, ее основной владелец Майкл Бишоп никогда не рассматривал эту идею. Немецкая Lufthansa, которая в настоящее время контролирует bmi, сфокусирована на ее медленном стабильном развитии, а также занята множеством других необходимых дел, в частности интеграцией в свою группу Austrian Airlines и Brussels Airlines. Наблюдатели говорят, что сейчас менеджмент немецкого перевозчика не готов к сделке еще с одной крупной авиакомпанией.
Главная ценность Virgin Atlantic заключается в слотах в Хитроу, которыми владеет перевозчик. Недостаток слотов в этом аэропорту стал более серьезным препятствием, чем ограничения в межправсоглашениях.
По данным перевозчика, ему принадлежит около 3% слотов, примерно столько же, сколько American Airlines. Для сравнения: у BA 42% слотов, у bmi — 11%. Слоты в Хитроу очень дороги: взлет/посадка в хорошее время в докризисный период 2008 г. была продана за 30 млн фунтов. Соответственно, портфолио Virgin Atlantic на сегодняшний день можно оценить в 1,5 млрд долл.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№200, июнь 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.