Ожидаемые результаты

В 2009 г. российский рынок пассажирских перевозок недосчитался около 10% пассажиров — авиакомпании в общей сложности обслужили 45,107 млн чел. Любопытно, что цифра полностью соответствует прогнозам чиновников, которые озвучивали ее еще в первые месяцы года. Авиаперевозки в стране по-прежнему остаются немассовыми, а авиакомпании — небольшими в сравнении с их зарубежными конкурентами. Так, например, ирландский низкотарифный перевозчик Ryanair — один из крупнейших игроков в Европе — в 2009 г. обслужил 65 млн чел.
Падение рынка в России заставило терять одних, но другим позволило выиграть, поэтому в первой пятерке некоторые авиакомпании поменялись местами. Это привело к путанице: сразу несколько крупнейших перевозчиков стали называть себя первыми в той или иной категории. Поэтому все теперь зависит от того, как считать. Первое место по пассажирообороту и количеству пассажиров на внутренних и международных линиях по-прежнему занимает "Аэрофлот", на втором в каждой из категорий — "Трансаэро". В 2009 г. перевозчику с регистрацией в Санкт-Петербурге удалось сместить со второго места в общем зачете по количеству перевезенных пассажиров S7 Airlines. Правда, как известно, обслуживание части маршрутов S7 переведено в компанию "Глобус", которая входит в группу компаний "С7". В сумме "Глобус" и S7 Airlines в 2009 г. перевезли 5,6 млн пасс., а "Трансаэро" — около 5 млн пасс. При этом "Глобус" стал одним из самых быстрорастущих перевозчиков: за год авиакомпания прибавила около 77% пассажиров, в 2008 г. перевозчик обслужил примерно 596 тыс. чел.
На внутреннем рынке по пассажирообороту на первом месте оказался "Аэрофлот", обогнавший S7 Airlines, но при этом по количеству пассажиров на внутренних направлениях S7 по-прежнему лидирует. Третье место в этих категориях досталось UTair. Разрыв между авиакомпаниями по количеству пассажиров на ВВЛ очень небольшой. У S7 этот показатель равен 3,456 млн пасс., у "Аэрофлота" 3,342 млн пасс., у UTair 3,246 млн. В отличие от "Аэрофлота" и S7, перевозчик из Западной Сибири в 2009 г. не сократил количество пассажиров, а, наоборот, увеличил. Это позволило UTair уверенно выйти на четвертое место в общем рейтинге, обогнав по числу пассажиров ГТК "Россия". По пассажирообороту ГТК "Россия" все еще на четвертом месте, но отрыв от UTair у нее совсем небольшой, а это означает, что при сохранении существующей динамики в 2010 г. UTair обойдет ГТК "Россия".
Ситуация в сегменте международных перевозок выглядит не менее интересно, чем на внутреннем рынке. Впечатление производит не первая тройка, которая осталась прежней — "Аэрофлот", "Трансаэро", ГТК "Россия" — а следующие за ними компании. Так, на четвертой позиции в этом рейтинге оказались "Оренбургские авиалинии", количество пассажиров на МВЛ у этой авиакомпании возросло на 64% по сравнению с 2008 г. и составило 1,373 млн чел. Таким образом, перевозчик еще больше укрепил свои позиции в сегменте чартерных перевозок на туристических направлениях (именно их авиакомпания выполняет на международных маршрутах). На пятое место в этом рейтинге вышла "ВИМ-авиа" (хотя эта авиакомпания уменьшила количество перевезенных пассажиров с 1,308 млн в 2008 г. до 1,223 млн в 2009 г.) — из-за более серьезных сокращений у конкурентов ей удалось подняться на одну строчку вверх и обогнать S7 Airlines. Следом за S7 идет NordWind — относительно новый игрок на рынке чартерных перевозок; количество перевезенных пассажиров авиакомпания не указывает, однако из рейтинга видно, что их число составляет около 1 млн чел., а точнее, между 830 тыс. и 1,120 млн чел. "Атлант-Союз", в предыдущие годы занимавший значительные позиции на чартерном рынке, в 2009 г. потерял свою долю, уменьшив количество перевезенных пассажиров с 1,388 млн в 2008 г. до 827 тыс. в 2009 г. Подобные перемены можно объяснить выводом из парка компании самолетов Ил-86, которые в предыдущие годы активно работали на египетском и турецком направлениях, а также невыполненным планом по смене стратегии развития и вхождению в "Росавиа" (в итоге от этой идеи компания отказалась).
В конце 2009 г. количество авиапассажиров в мире стало постепенно расти, о чем говорит статистика IATA. Такая же тенденция наблюдалась и на российском рынке, но, как и мировые игроки, представители российских авиакомпаний очень осторожно говорят о перспективах. Большинство рассчитывает, что 2010 г. не будет хуже 2009 г., соответственно количество пассажиров либо останется на прежнем уровне, либо возрастет. Кризисный год в очередной раз показал, что перевозчики, четко определившиеся со своей нишей и стратегией работы на рынке, выигрывают. Впрочем, в свете новейших планов по консолидации государственных авиакомпаний вокруг "Аэрофлота" многие места на рынке придется переосмыслить.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.