Поговорили о будущем
В конце декабря коллегия Росавиации обсудила пути совершенствования подготовки кадров в государственных учебных заведениях гражданской авиации. Проблему кадрового дефицита предлагается решать за счет роста бюджетного финансирования, увеличения приема курсантов в вузы и училища ГА, а также посредством налаживания взаимодействия с авиапредприятиями. Основной проблемой, помимо недостаточного количества выпускников, остается высочайшая себестоимость обучения при неудовлетворительном уровне подготовки. Несколько названных цифр внесли конкретику в понимание существующей кризисной ситуации — но не методов ее преодоления.
Декабрьское заседание коллегии Росавиации — заключительный аккорд в череде совещаний о судьбе авиационного образования, прошедших на всех уровнях — от президента и министров до отраслевых ведомств и учебных заведений. В результате переговоров и решений появилась "Федеральная целевая программа по обеспечению развития учебных заведений ГА до 2015 г.". Однако, как отметил, открывая заседание коллегии, руководитель Росавиации Геннадий Курзенков, "ФЦП принята, но нет четкого плана действий. Мы собрались обсудить план мероприятий, в котором сконцентрированы все предложения, звучавшие ранее. Необходимо конкретизировать его и превратить в рабочий документ".
Одним из основных объектов конкретизации должен стать увеличенный объем финансирования из федерального бюджета: на период с 2009 по 2015 гг. государство выделит на совершенствование системы авиационного образования 32 млрд руб. Предполагается, что эти средства будут направлены в первую очередь на пополнение парка учебно-тренировочных ВС и тренажеров, реконструкцию учебных аэродромов и совершенствование материально-технической базы образовательных заведений. На сегодня в распоряжении трех высших и 13 средних учебных заведений осталось всего 98 исправных ВС. Как сообщил заместитель руководителя ФАВТ Борис Черток, до 2015 г. будут поставлены 150 ВС первоначального обучения и семь выпускных — на это выделяется 12 млрд руб. Несложно посчитать, что на один самолет первоначального обучения отводится приблизительно 2 млн долл., — сумма более чем щедрая (см. АТО №87, с. 36). Впрочем, никакой конкретики относительно типов ВС не обнаружилось ни в обсуждаемом "Плане мероприятий", ни в докладах членов коллегии. "Приобретение авиационной техники будет проводиться по конкурсу, и для успешного решения данной задачи необходимо активное участие всех заинтересованных сторон", — сказал Борис Черток. Приоритеты очевидны: разумная стоимость самолетов, современная авионика и топливная эффективность. При этом надо учитывать, что себестоимость подготовки одного студента в вузе по специальности "Летная эксплуатация" составляет 3,8 млн руб. в год, при крайне низком уровне зарплат инструкторско-преподавательского состава. Для сравнения, подготовка с нулевого уровня пилота коммерческой авиации в США (свидетельство CPL) стоит примерно вдвое дешевле — около 70 тыс. долл. (разумеется, в эту сумму не входит изучение философии, политологии, культуры речи и др. дисциплин).
Возражать против увеличения объема бюджетного финансирования невозможно, однако даже столь радикальный его рост не решит проблему непропорционального соотношения количества выпускаемых учебными заведениями авиационных специалистов и потребностей отрасли. По словам директора Сасовского летного училища ГА Евгения Смольникова, заявки на 9622 специалистов до 2014 г. поступили от 60 авиапредприятий (официальные оценки потребностей отрасли в "Плане мероприятий" не представлены). При этом выпуск пилотов в 2008 г. составил 272 чел., посредством увеличения набора планируется довести эту цифру до 752 к 2012 г. В последние два года впервые конкурс при поступлении в учебные заведения ГА превысил единицу и составил 1,4 человека на место. Учитывая, что, по словам Смольникова, 50% желающих отсеиваются по состоянию здоровья, становится понятным, почему авиакомпании сетуют на отсутствие выбора. Помимо приведения медицинских стандартов РФ в соответствие с международными (на сегодня российские требования самые жесткие в мире) начальник службы летных стандартов "Аэрофлота" Игорь Бурыкин предложил увеличить количество летных школ с привлечением авиакомпаний по схеме государственно-частного партнерства. А с целью повышения уровня подготовки выпускников — установить государственные требования к лицензированию всех категорий пилотов в соответствии с международными, по типу JAR-FCL. Он также предложил пересмотреть существующие программы обучения с целью сокращения до минимума общеобразовательных дисциплин и ввести требование обязательного IV уровня владения английским языком по шкале ICAO для получения лицензии коммерческого пилота.
После обсуждения "План мероприятий" был отправлен на доработку, в результате которой, возможно, определятся конкретные сроки и исполнители, а также будет проанализирована экономическая целесообразность предлагаемых мер.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators