Поговорили о будущем

В конце декабря коллегия Росавиации обсудила пути совершенствования подготовки кадров в государственных учебных заведениях гражданской авиации. Проблему кадрового дефицита предлагается решать за счет роста бюджетного финансирования, увеличения приема курсантов в вузы и училища ГА, а также посредством налаживания взаимодействия с авиапредприятиями. Основной проблемой, помимо недостаточного количества выпускников, остается высочайшая себестоимость обучения при неудовлетворительном уровне подготовки. Несколько названных цифр внесли конкретику в понимание существующей кризисной ситуации — но не методов ее преодоления.

Декабрьское заседание коллегии Росавиации — заключительный аккорд в череде совещаний о судьбе авиационного образования, прошедших на всех уровнях — от президента и министров до отраслевых ведомств и учебных заведений. В результате переговоров и решений появилась "Федеральная целевая программа по обеспечению развития учебных заведений ГА до 2015 г.". Однако, как отметил, открывая заседание коллегии, руководитель Росавиации Геннадий Курзенков, "ФЦП принята, но нет четкого плана действий. Мы собрались обсудить план мероприятий, в котором сконцентрированы все предложения, звучавшие ранее. Необходимо конкретизировать его и превратить в рабочий документ".
Одним из основных объектов конкретизации должен стать увеличенный объем финансирования из федерального бюджета: на период с 2009 по 2015 гг. государство выделит на совершенствование системы авиационного образования 32 млрд руб. Предполагается, что эти средства будут направлены в первую очередь на пополнение парка учебно-тренировочных ВС и тренажеров, реконструкцию учебных аэродромов и совершенствование материально-технической базы образовательных заведений. На сегодня в распоряжении трех высших и 13 средних учебных заведений осталось всего 98 исправных ВС. Как сообщил заместитель руководителя ФАВТ Борис Черток, до 2015 г. будут поставлены 150 ВС первоначального обучения и семь выпускных — на это выделяется 12 млрд руб. Несложно посчитать, что на один самолет первоначального обучения отводится приблизительно 2 млн долл., — сумма более чем щедрая (см. АТО №87, с. 36). Впрочем, никакой конкретики относительно типов ВС не обнаружилось ни в обсуждаемом "Плане мероприятий", ни в докладах членов коллегии. "Приобретение авиационной техники будет проводиться по конкурсу, и для успешного решения данной задачи необходимо активное участие всех заинтересованных сторон", — сказал Борис Черток. Приоритеты очевидны: разумная стоимость самолетов, современная авионика и топливная эффективность. При этом надо учитывать, что себестоимость подготовки одного студента в вузе по специальности "Летная эксплуатация" составляет 3,8 млн руб. в год, при крайне низком уровне зарплат инструкторско-преподавательского состава. Для сравнения, подготовка с нулевого уровня пилота коммерческой авиации в США (свидетельство CPL) стоит примерно вдвое дешевле — около 70 тыс. долл. (разумеется, в эту сумму не входит изучение философии, политологии, культуры речи и др. дисциплин).
Возражать против увеличения объема бюджетного финансирования невозможно, однако даже столь радикальный его рост не решит проблему непропорционального соотношения количества выпускаемых учебными заведениями авиационных специалистов и потребностей отрасли. По словам директора Сасовского летного училища ГА Евгения Смольникова, заявки на 9622 специалистов до 2014 г. поступили от 60 авиапредприятий (официальные оценки потребностей отрасли в "Плане мероприятий" не представлены). При этом выпуск пилотов в 2008 г. составил 272 чел., посредством увеличения набора планируется довести эту цифру до 752 к 2012 г. В последние два года впервые конкурс при поступлении в учебные заведения ГА превысил единицу и составил 1,4 человека на место. Учитывая, что, по словам Смольникова, 50% желающих отсеиваются по состоянию здоровья, становится понятным, почему авиакомпании сетуют на отсутствие выбора. Помимо приведения медицинских стандартов РФ в соответствие с международными (на сегодня российские требования самые жесткие в мире) начальник службы летных стандартов "Аэрофлота" Игорь Бурыкин предложил увеличить количество летных школ с привлечением авиакомпаний по схеме государственно-частного партнерства. А с целью повышения уровня подготовки выпускников — установить государственные требования к лицензированию всех категорий пилотов в соответствии с международными, по типу JAR-FCL. Он также предложил пересмотреть существующие программы обучения с целью сокращения до минимума общеобразовательных дисциплин и ввести требование обязательного IV уровня владения английским языком по шкале ICAO для получения лицензии коммерческого пилота.
После обсуждения "План мероприятий" был отправлен на доработку, в результате которой, возможно, определятся конкретные сроки и исполнители, а также будет проанализирована экономическая целесообразность предлагаемых мер.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.