Положительный год

Российские авиакомпании подвели итоги своей деятельности в 2002 г. В целом экономические и производственные показатели большинства перевозчиков выросли, что укрепило позитивные тенденции последних лет.

Несмотря на то что в 2002 г. авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" перевезла на 340 тыс. пасс. меньше, чем годом ранее (цифра, сопоставимая с пассажиропотоком некоторых российских перевозчиков), она остается безусловным лидером по общему количеству перевезенных пассажиров. В минувшем году услугами авиакомпании воспользовалось 5,49 млн чел. (в 2001 г. - 5,832 млн пасс.), а объем пассажироперевозок составил 17,645 млрд пкм (в предыдущем году этот показатель равнялся 18,94 пкм). "Аэрофлот" перевез 109,9 тыс. т почты и грузов (в 2001 г. - 101,7 тыс. т); грузооборот составил 2,153 млрд ткм.

Статистика показывает рост удельного веса работ на самолетах иностранного производства и на Ил-96-300, относящемся к воздушным судам нового поколения. Их удельный вес в общем пассажирообороте достиг 72,1% (в 2001 г. - 61,9%).

По предварительным оценкам перевозчика, доходы "Аэрофлота" составили 1,448 млрд долл. (рост на 3,5%), расходы - 1,347 млрд долл. По результатам минувшего года авиакомпания планирует получить 74 млн долл. чистой прибыли.

Представители перевозчика объясняют, что снижение объема пассажироперевозок является осмысленным и заранее запланированным действием в рамках реализации программы сокращения издержек, повышения эффективности деятельности и оптимизации самолетного парка.

Впервые по итогам года второе место в рейтинге российских авиакомпаний заняла "Сибирь". В минувшем году она перевезла 2,694 млн пасс., что на 41% больше, чем в 2001 г. Несмотря на то что общее количество перевезенных пассажиров лидера рейтинга, "Аэрофлота", превышает показатели новосибирской авиакомпании практически в два раза, в 2002 г. "Сибирь" обошла "Аэрофлот" по пассажиропотоку на внутренних воздушных линиях - 4,388 млрд пкм против 3,819 млрд пкм у "Аэрофлота". Достижению этого результата способствовала реализация потенциала "Внуковских авиалиний", полностью интегрированных в структуру "Сибири" к концу 2002 г.

Авиакомпания "Сибирь" продолжает динамично наращивать производственные показатели. По данным перевозчика, в течение года на ВВЛ пассажиропоток вырос на 34%, на международных воздушных линиях - на 55%, а на маршрутах в страны СНГ - на 37%. Объем перевезенных грузов и почты в 2002 г. увеличился на 34% и составил 19,169 тыс. т. Процент занятости пассажирских кресел в прошлом году составил 72,9, процент коммерческой загрузки - 69,8, что превышает уровень 2001 г. на 2 и 0,5% соответственно.

В 2002 г. авиакомпания "Сибирь" начала подготовку к эксплуатации самолетов западного производства. В настоящее время летчики "Сибири" пилотируют самолет A320, взятый в лизинг партнером новосибирского перевозчика - армянской авиакомпанией Armavia. Помимо этого в "Сибири", не имеющей пока ни одного иностранного воздушного судна, уже создан директорат по техническому обслуживанию техники западного производства. В минувшем году АТБ авиакомпании в базовом аэропорту "Толмачево" прошла сертификацию по нормам JAR-145 Единой европейской авиационной администрации (JAA) и теперь может выполнять несколько форм ТО вплоть до формы A-Check самолетов, которых пока нет в сертификате эксплуатанта, - A320.

В минувшем году ФГУАП "Пулково" перевезло 2,069 млн пасс., что на 10,2% больше, чем в 2001 г. (1,878 млн пасс.). На ВВЛ авиапредприятие перевезло 1,088 млн чел. (прирост на 7%), на МВЛ и маршрутах в страны СНГ - 980 тыс. пасс. (прирост на 14,1%). Незначительно, на 1,8%, вырос объем перевезенных в 2002 г. "Пулково" грузов, составивший 7,268 тыс. т.

Ханты-мансийская авиакомпания UTair (прежнее название перевозчика - "Тюменьавиатранс") в 2002 г. перевезла 1,58 млн пасс. (1,217 млн чел. годом ранее). Пассажирооборот превысил результаты 2001 г. на 25% и достиг 2,1 млн пкм. Результаты года подтверждают неоднократные высказывания руководства перевозчика, настаивающего на том, что роста производственных показателей можно добиться не только за счет приобретения других авиакомпаний.

В 2002 г. на транспортных линиях UTair было перевезено 8,178 тыс. т груза и почты, что на 26,7% выше результатов 2001 г. На вертолетах авиакомпании было перевезено 113,044 тыс. т груза. За 12 месяцев 2002 г. транспортный производственный налет составил 60,338 тыс. летных часов, превысив показатели предыдущего года на 26,8%. Производственный налет на вертолетах достиг 52,571 тыс. летных часа (прирост на 21,3%), из которых 13,498 тыс. было выполнено в рамках транспортного обеспечения миротворческих миссий ООН.

Внедрение веерной схемы организации полетов, предусматривающей использование аэропорта "Емельяново" (Красноярск) в качестве транзитного центра, улучшило показатели авиакомпании "Красноярские авиалинии". В 2002 г. авиакомпания перевезла 1,233 млн пасс. (на 20% выше результата 2001 г. - 1,03 млн пасс.). Коэффициент занятости пассажирских кресел достиг 77,2% (прирост на 8,1%), а коэффициент коммерческой загрузки составил 76,7 (увеличение на 3,6%).

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.