Портфели растут

Авиапроизводители заключили новые контракты на Фарнборо, но о восстановлении рынка авиаперевозок говорят с осторожным оптимизмом

Полина ЗВЕРЕВА, Фарнборо
Прошедший в июле международный авиасалон в Фарнборо многие посетители называли самым интересным за последнее десятилетие. От выходящих из кризиса авиакомпаний и лизингодателей ждали новых шагов к расширению их бизнеса, производители еще до шоу анонсировали значительное увеличение портфелей заказов. При описании многих событий употреблялся эпитет "первый": первая демонстрация Boeing 787, первые заказы от недавно созданных лизинговых компаний — Air Lease Corporation и Avolon, официальное получение первого грузового самолета А330-200 компанией Etihad Crystal Cargo, первый твердый контракт корпорации "Иркут" на поставку самолетов МС-21.

По данным Centre for Asia Pacific Aviation (CAPA), в общей сложности в этом году в рамках авиасалона было размещено заказов и опционов на сумму 47 млрд долл. Эта цифра примерно вдвое меньше, чем в 2008 г. Тогда в рамках авиасалона было заключено сделок на сумму 88,7 млрд долл. Однако Фарнборо-2010 превзошел показатели 2006 г., когда сумма контрактов составила 46 млрд долл. Хотя цифры оказались ниже показателей 2008 г., сдержанный оптимизм присутствовал при каждой сделке и в прогнозах на будущее. Для большинства участников рынка самым важным показателем остается рост ВВП, с которым напрямую связан рост пассажиропотока и, соответственно, доходов перевозчиков. Но настороженность по поводу дальнейшего развития рынка сохраняется, никто не может предсказать, насколько затянется выход из кризиса и не повторится ли спад вновь.
Исполнительный коммерческий директор Airbus Джон Лихи еще до начала выставки на конференции, посвященной десятилетию EADS, заявил, что портфель заказов компании во время Фарнборо увеличится вдвое. Собственно, именно это и произошло: в конце июня в портфеле компании был заказ на 131 машину, за несколько дней авиационного шоу в компания подписала твердые соглашения на поставку еще 133 ВС, а также договоры о намерениях на 122 машины. В общей сложности сумма всех сделок составила 28 млрд долл.
Именно с Airbus первый контракт заключила новая лизинговая компания Air Lease Corp (ALC). Ее создал в этом году бывший глава ILFC Стивен Удвар-Хази, которого на рынке называют "гуру лизинга" и с мнением которого считаются как европейский, так и американский производитель. ALC заказала 51 машину семейства А320. Немного позднее компания подписала соглашение на 54 ВС Boeing 737-800. Начало формирования парка с узкофюзеляжных среднемагистральных машин в ALC объясняют доминирующей долей такого типа ВС на мировом рынке авиаперевозок.
С такого же типа работу на рынке начала еще одна новая лизинговая компания — ирландская Avolon. Лизингодатель приобрел на Фарнборо 12 Boeing 737-800. Активность новых лизингодателей во время салона подтверждает мнения об изменениях в данном сегменте рынке. Ряд компаний, в частности ILFC, пострадали из-за финансового кризиса, дав возможность новым игрокам выйти на рынок или укрепить позиции уже присутствующим средним компаниям. Правда, компании, считающиеся крупнейшими лизингодателями, также увеличили свой портфель на авиационном шоу. Например, GECAS разместила заказ на 60 самолетов А320, а RBS Aviation Capital — на 43 самолета Boeing 737NG.
Для Boeing одним из самых заметных контрактов стало соглашение с авиакомпанией Emirates: последняя заключила договор на поставку 30 Boeing 777-300ER. Перевозчик, базирующийся в Дубае, уже считается крупнейшим эксплуатантом самолетов данного типа — всего у него 86 Boeing 777 — к тому же это единственная авиакомпания, у которой в парке есть все модификации данного типа, включая Boeing 777 Freighter. На берлинском авиационном шоу ILA Emirates заказала 32 самолета А380, доведя общее количество заказов на эту машину до 90. Амбиции относительно молодой ближневосточной авиакомпании уже настораживают крупнейших европейских перевозчиков, которые несколько десятков лет работают на рынке.
О весомых заказах объявили не только два крупнейших производителя — Airbus и Boeing — но также производители региональных ВС. ATR подписал твердые контракты на 20 ATR 72-600 с бразильской Azul Linhas, а также на 10 ВС такого же типа с ALC. (Интересно, что в ILFC Стивен Удвар-Хази никогда не работал с турбовинтовыми машинами.) Крупнейшая британская региональная европейская компания Flybe разместила твердый заказ на 35 ВС Embraer 175.
Для российских производителей одним из самых заметных контрактов стало первое соглашение на поставку МС-21, которое заключила корпорация "Иркут". Стартовым заказчиком стал малайзийский холдинг Crecom, пока не получивший широкой известности на рынке, который перевел в твердый контракт предварительное соглашение, подписанное в июне этого года. Согласно контракту малайзийская сторона получит 50 самолетов в 2016–2020 гг. По словам представителей Crecom, заказ будет распределен между модификациями на 150 пасс. (МС-21-200) и на 180 пасс. (МС-21-300) в равной пропорции. Стоимость контракта составляет около 3 млрд долл. Правда, из-за небольшой известности малайзийской компании сделка вызвала некоторый скептицизм у аналитиков рынка.
Помимо контракта с малайзийской стороной "Иркут" заключил в Фарнборо предварительные соглашения на поставки для компании "ВЭБ-лизинг" (15 самолетов и 15 в опционе) и российского перевозчика NordWind (3 лайнера плюс 2 в опционе). "Гражданские самолеты Сухого", производитель еще одного нового российского лайнера, на выставке заключили твердый контракт с индонезийской авиакомпанией Kartika Airlines на 30 SSJ100; предварительное соглашение по этим самолетам было подписано еще в декабре 2008 г. Кроме того, компания ГСС в Фарнборо подписала соглашения на поставку 10 ВС "Газпромавиа", 30 самолетов бермудской лизинговой компании Pearl Aircraft Corporation, а также 12 судов тайской Orient Thai Airline.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.