Поставки авиатехники: по закону или "по понятиям"?

Источник:
: Точка зрения
Подробно об авторе:
Андрей ПЕТРОВ, член Группы экспертов ICAO по летной годности, начальник отделения ЛИИ им. М. М. Громова, к. т. н.

Фактическое разрушение в период 1991-1994 гг. нормативной базы гражданского и воздушного законодательства СССР, обеспечивавшей устойчивое развитие нашей авиационной отрасли, без адекватной замены ее новыми российскими нормативными актами стало одной из причин стихийного развития в авиапромышленности и на воздушном транспорте новых форм отношений, которые трудно назвать иначе как отношениями "по понятиям". Причем как в известном криминальном смысле этого российского неологизма, так и в прямом смысле установления отношений согласно пониманию существа процессов создания, поставки и обеспечения эксплуатации авиационной техники (АТ) их участниками — конкретными людьми, среди которых есть и старые опытные специалисты, хранители знаний и традиций, и люди, пришедшие в авиацию на волне стихии рынка.

Слом старой системы регулирования происходил под лозунгами адаптации к рынку и приближения к международной практике регулирования деятельности в области авиации. Однако ни та ни другая цель пока не достигнута. Отрасль во многом живет лишь в силу сохраняющейся инерции советского потенциала и "корпоративной памяти" старого поколения специалистов.

Действующее воздушное законодательство, в первую очередь Воздушный кодекс (ВК) РФ (1997 г.) и часть 21 Авиационных правил СНГ (АП-21), мало что реально регулирует. Это связано с отсутствием под многими из положений этих документов гражданско-правовой базы. Результатом является декларативность норм и их исполнение лишь в силу "понятий", сложившихся между конкретными участниками отношений. В ответ на вопрос о сути той или иной неудачной нормы нашего воздушного законодательства на достаточно высоком руководящем уровне можно услышать, что это и так всем понятно (мол, кто работает, тот знает практику и формула нормы не критична). Часто указанные документы лишь ритуально цитируются при принятии тех или иных нормативных или организационных решений, но решения эти отражают субъективные интересы и не способствуют устранению существующих проблем.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2022 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.