"При разработке МС-21 дискуссия шла вокруг каждого сантиметра"

Сергей Ляпунов, заместитель генерального директора ЦАГИСоздание ближнесреднемагистрального самолета МС-21 является одной из приоритетных гражданских программ российского авиапрома. Одновременно с разработчиком этого самолета — корпорацией "Иркут" — большую работу по данной программе на себя взял Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где проводятся исследования и эксперименты, связанные с аэродинамикой МС-21. О вкладе института в разработку МС-21 изданию Show Observer рассказал заместитель генерального директора института — начальник комплекса аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов Сергей Ляпунов.

— Сергей Владимирович, в чем особенность работ по программе МС-21?
— МС-21 задумывался как инновационный самолет. Главная из инноваций — впервые в России и, более того, ранее, чем у многих ведущих авиационных производителей, самолет будет иметь композитное крыло. Принципиально важно, что речь идет не просто о широком применении композитов, а о их использовании в высоконагруженных конструкциях. Это в свою очередь оказывает существенное влияние на аэродинамическую компоновку и на аэродинамику самолета.
Традиционно аэродинамики стараются увеличить удлинение крыла, поскольку это способствует уменьшению сопротивления. Однако наше стремление упирается в увеличение массы конструкции, что заставляет искать оптимум, компромисс.
Исследования подтвердили, что композитная конструкция позволяет заметно увеличить удлинение крыла по сравнению с металлическими конструкциями. Что и реализуется на МС-21.
Типовое удлинение крыла у самолетов прошлого поколения — порядка 8–9, в современных самолетах — 10,0–10,5, на МС-21 закладывается 11,5 (удлинение крыла — отношение размаха крыла к средней хорде (ширине) крыла. — Прим. ред.).

Комментарии

Тут говорят что дискуссия шла вокруг каждого сантиметра, а летно технические характеристики указанные для самолета Як-242 МС-21-200 МС-21-300 МС21-400 выглядят в плане дальностей полета немного странными, особенно с точки зрения унификации.

На мой взгляд для наибольшей унификации взлетный вес у всех модификаций должен быть одинаковым, но разная дальность - заодно и потребности по дальности более широко накроются. А когда один самолет но с взлетным весом отличающимся на 30% - это либо три разных совершенно самолета, либо очень неэффективное расходование прочностных ресурсов. Например если смотреть на A320, то A319 это неэффективное расходование прочностных ресурсов, а A321 - совершенно другой самолет. Как итог A319 уже сейчас почти не закупают, а A321 дорого обходится (но при тех объемах что у Эирбас разработка дополнительного нового самолета себя оправдывает - Эирбас хотя бы крыло унифицировал).

Почему бы ни сделать все 3 машины с одинаковой взлетной массой (76180 кг), но разной дальностью (156 чел - 6800км, 181 чел - 5000км, 195 чел - 4000км)? При этом основные продажи придутся на 181 чел версию и на 195 чел версию. (данные привожу для шага 32 дюйма).

Все 3 версии можно сделать на одной базе без неэффективного расходования прочности конструкции - как сейчас стоит в ЛТХ у МС-21-200; и без разработки нового крыла и усиления всей конструкции у MC-21-400.

При этом 195 чел версия дальностью 4000км с взлетной массой 76 тонн это не просто экономия на создании новой машины,- это очень привлекательно имея такую взлетную массу иметь такую вместительность, а дальность 4000км достаточно для многих маршрутов - реальное конкурентное преимущество перед Боинг и Эирбас. А если туда еще напихать кресла с шагом 29 дюймов, и оставить широкий проход (для быстрой погрузки-разгрузки), то машина будет сверхпривлекательной для лаукостеров (в отличии от запланированного MC-21-400 c взлетной массой 87 тонн и большими вложениями на разработку этой модификации).

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.