"Придется адаптировать наше поведение на борту самолета"

Эксперимент с воздушными потоками на борту самолета Airbus
Эксперимент с воздушными потоками на борту самолета Airbus :: Airbus

Вследствие падения спроса на воздушные перевозки авиакомпании вынуждены сокращать свой персонал, количество эксплуатируемых самолетов и откладывать поставки новых. При этом очевидно, что возобновление трафика будет зависеть не только от смягчения ограничительных мер, но и от степени доверия пассажиров к безопасности полетов.

Так как никто не знает больше о том, как работают их продукты, производители ВС запустили целые проекты, направленные на разработку рекомендаций для игроков отрасли по минимизации рисков для здоровья пассажиров и по обеспечению их безопасного нахождения на борту самолета.

Один из таких проектов инициировал и европейский авиастроитель Airbus. Компания создала экспертный совет Keep Trust in Air Travel под руководством исполнительного вице-президента Airbus по инжинирингу Жана-Бриса Дюмона, который будет заниматься вопросами взаимодействия с авиационными властями, авиакомпаниями, аэропортами и поставщиками. О том, какие меры минимизации рисков для здоровья авиапассажиров предлагает Airbus, господин Дюмон рассказал в интервью ATO.ru.

Жан-Брис Дюмон

Жан-Брис Дюмон,

исполнительный вице-президент Airbus по инжинирингу :: Airbus

Краткая справка о спикере:

Жан-Брис Дюмон был назначен исполнительным вице-президентом Airbus по инжинирингу в апреле 2019 г. и является членом исполнительного комитета компании. Обладая более чем 20-летним опытом работы в отрасли, он присоединился к подразделению гражданских самолетов Airbus в январе 2018 г., после шести лет работы в качестве исполнительного вице-президента по инженерно-техническим вопросам и главного технического директора в Airbus Helicopters. (Более подробно о спикере можно узнать здесь.)

— Господин Дюмон, расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед компанией в рамках инициативы Keep Trust in Air Travel? Ведь сегодня государства понемногу начинают открывать свои границы, авиаперевозчики постепенно возобновляют полеты. Однако страх перед невидимым врагом остается. И уже ясно, что авиационная отрасль должна быть готова к работе в новых для нее условиях.

 Действительно, это очень специфическая ситуация, и она для нас довольно драматична, потому что самолеты не летают. Один из ключевых моментов — риск недоверия со стороны пассажиров. Обычно люди летают на самолетах, не задумываясь о подобных вещах, поэтому мы создали проект, который позволит нам по-настоящему проработать все аспекты доверия со стороны пассажиров. Мы взаимодействуем с органами здравоохранения и транспортными властями. Работаем не только над конструкцией самолета, но и над эмоциональной стороной вопроса. Именно в этом предназначение проекта.

Как строится ваше общение с другими участниками авиационного рынка и регуляторами?

— Фактически мы взаимодействуем со всеми международными авиационными регуляторами, прежде всего с ICAO и EASA, а также с органами власти других стран, контролирующими вопросы летной годности. Мы работаем со всеми ассоциациями авиакомпаний и аэропортов, в первую очередь с IATA и ACI. Когда речь идет о самолете, это относится именно к нам: нам нужно больше общаться с пассажирами. В настоящее время мы в основном обращаемся к пассажирам с помощью прессы, но также готовим материалы для авиакомпаний и нашей команды Airbus, чтобы использовать все каналы информации. Общение должно быть позитивным. При этом все, что мы говорим, должно быть сказано понятным и доступным обывателю языком.

Вентиляция и рециркуляция

Как вы считаете, на каком уровне сегодня защищен самолет от распространения инфекций воздушно-капельным путем внутри салона?

— Я считаю, что самолет безопасен в силу своей конструкции. Так было и ранее, до нынешнего пандемического кризиса. Фюзеляж самолета представляет собой "трубу" из металла и композитов, которая летит в очень холодном и разреженном воздухе, поэтому мы обязаны обеспечить правильные параметры воздуха, включая его чистоту, температуру, давление, нормальный уровень влажности. Ведь это закрытая среда. Как мы это делаем? Половина объема воздуха постоянно обновляется: он сбрасывается через выпускные клапаны и заменяется наружным воздухом, который отбирается от компрессоров двигателей, а другая половина объема рециркулирует через HEPA-фильтры. Эти фильтры похожи на те, которые вы можете найти в инфекционных больницах: они улавливают очень мелкие частицы. Если взять частицы размером с вирус COVID-19, они улавливают более 99,9% таких частиц.

Вентиляция воздуха в салоне ВС

Таким образом, воздух в салоне самолета, который рециркулирует или поступает извне, становится все чище и чище, потому что микробы и вирусы задерживаются фильтрами. Воздух в салоне обновляется каждые 2–3 мин. При этом воздух не дует назад или вперед, его потоки направлены поперек салона и сверху вниз, от потолка к полу, где воздух откачивается вытяжной вентиляцией. Потом, как я уже говорил, половина его объема сбрасывается наружу через выпускные клапаны, а другая половина возвращается через фильтры в систему кондиционирования.

Самолеты специально так проектировались еще до кризиса. Это сертификационное требование к производителю самолета: не распространять вирусные или бактериальные инфекции. Мы были обязаны выполнять его и раньше, и теперь, с кризисом, еще больше должны работать над этим. Мы просим авиакомпании включать вентиляцию и рециркуляцию до того, как пассажиры попадут на борт самолета, чтобы воздух был очищен перед полетом, а также между двумя рейсами. Естественно, просим проводить тщательную уборку салона между полетами. Все это дополнительные меры, которые, тем не менее, очень важны во время пандемии.

 Какие еще меры минимизации рисков для здоровья авиапассажиров вы предлагаете?

— Чистота салона — это не только воздух. Она относится и к пассажирским креслам, подлокотникам, мультимедийным экранам, багажным полкам. Все эти области, к которым прикасаются люди, требуют внимания. Необходимо содержать их в чистоте и избегать того, чтобы люди трогали слишком много вещей. Меры следующие: между двумя рейсами необходимо проводить уборку настолько тщательную, насколько это  возможно. Есть много способов очистки. Некоторые авиакомпании используют чистящие средства, которые активны в течение нескольких дней. Другие используют ультрафиолетовые лампы или распыляют средства, которые проникают повсюду.

Обновление воздуха в салоне ВС

Также можно попросить людей не прикасаться самостоятельно к багажным полкам или делать это с особой осторожностью, чтобы потом не касаться руками лица. Есть оперативные меры — например, можно сообщать пассажирам, что они могут складывать свой багаж на полки, но только экипаж может прикасаться к дверцам, чтобы их закрыть. Необходимо адаптировать наше поведение на борту самолета: то, как мы сидим, едим или пьем, как перевозим наш багаж и как покидаем самолет. Очень интересно посмотреть, как авиакомпании применяют разные меры. Но в конце концов это всегда комбинация мер по минимизации риска.

Все это также заставляет нас думать о будущем, о новых материалах. Например, исследуются "безвирусные" материалы, состав которых разрушает вирусы. Можно подумать о бесконтактных технологиях, которые позволят открывать багажные полки, или о бесконтактных технологиях в туалетах. Существует множество идей о том, какие изменения необходимо внедрить, чтобы в будущем пассажирский салон стал еще более безопасным для здоровья. В краткосрочной же перспективе мы считаем, что принимаем адекватные меры безопасности в отношении пассажиров.

Некоторые производители авиационных интерьеров сегодня предлагают идеи по установке пластиковых барьеров между пассажирами. Как вы считаете, такие барьеры повысят их безопасность?

— Я не уверен в этом. Здесь есть технический и психологический аспекты. Психологический заключается в том, что людям будет казаться, будто они более защищены, потому что есть барьер, но технически это не так, поскольку экраны препятствуют нормальной циркуляции и очистке воздуха. Если пассажир чихает или кашляет, наибольшему риску заразиться подвергается человек, который сидит впереди. А для соседних пассажиров риск меньше. Кроме того, в случае экстренной эвакуации необходимо эвакуировать самолет за 90 с, это сертификационное требование. А такие барьеры блокируют людей. Я искренне верю, что важнее носить маски или лицевые защитные экраны, которые обеспечивают индивидуальную защиту, но не мешают людям двигаться.

Продолжая тему очищения воздуха в салоне самолета. Вы сказали, что пропорции воздуха в системе кондиционирования сегодня составляют примерно половину нового свежего воздуха к половине очищенного при рециркуляции. А не будет ли лучше увеличить объемы поступающего свежего воздуха и изменить пропорции на 70%/30%?

— Это возможно, но в целом текущее соотношение более уместно. Если вы находитесь на взлетно-посадочной полосе, вы получаете воздух с территории аэропорта, который может быть загрязнен выхлопными газами, тогда как воздух из фильтров гораздо чище. Когда вы летите на высоте 10000 м, воздух снаружи чистый, но очень холодный. Поэтому в систему кондиционирования направляется горячий воздух из компрессора при температуре 200–250оС, но на это тратится часть мощности двигателя. Соответственно, увеличивая долю отбираемого воздуха, мы задействуем дополнительную мощность двигателя и повышаем расход топлива. Рециркулируемый воздух очень чистый, отфильтрованный от запахов и частиц. Однажды мы измеряли качество воздуха в A340 и количество микробов до закрытия дверей самолета и после, в полете, оно отличалось более чем в 2000 раз. В полете воздух становится очень чистым. Он сухой, его температура стабильна.

Есть мнение, что сухой воздух внутри салона воздушного судна для вирусов более вреден, чем обычный воздух, потому что в жидкости вирус сохраняется лучше, чем на сухих поверхностях, а сухой воздух способствует испарению капелек.

— Я, конечно, не врач, а авиационный инженер. Воздух в салоне действительно довольно сухой, и есть публикации, которые говорят, что сухой воздух неблагоприятен для вирусов. Но лучше все-таки обратиться с этим вопросом к вирусологам.

А как обстоят дела с очисткой воздуха в кабине пилотов? Рассматриваются ли какие-то конкретные меры для пилотов во времена COVID-19?

— Для вентиляции кабины пилотов действуют похожие принципы, но там воздух отделен от воздуха в салоне. Это специальная защита для пилотов, у них отдельный воздушный поток. Также очень важна уборка кабины, так как в ней пилоты проводят по несколько часов. Бортпроводники, которые взаимодействуют с пассажирами, находятся в другой ситуации. Здесь опять встает вопрос об адаптации процедур и правил. Это одна из самых важных задач для авиакомпаний. Что мы делаем в Airbus для наших собственных экипажей: они летают постоянным составом. Таким образом, если один член экипажа покажет положительный тест на вирус, весь экипаж будет изолирован. Авиакомпании должны адаптировать процедуры для своих бортпроводников, в кабине пилотов среда достаточно безопасная.

Циркуляция воздуха в салоне ВС

Еще один вопрос о технологиях. У Airbus есть своя лаборатория в Гамбурге, где вы моделируете процессы распространения воздуха в салонах ВС. Есть ли у вас какие-либо новые результаты исследований циркуляции воздуха?

— Мы проводим симуляции воздушного потока в салоне, стараемся моделировать все ситуации. Сегодня мы говорим "носи маску", но что будет, если пассажир не носит маску и не чихает в локоть? Мы пытаемся продемонстрировать, насколько важны правила техники биобезопасности, но это длительный процесс. В конце концов, риск заражения очень низок из-за распределения воздушных потоков и того факта, что пассажиры сейчас индивидуально защищены масками. Мы используем технологии моделирования в Гамбурге, чтобы точно продемонстрировать это, собираем всю информацию, чтобы точно описать ситуацию. Мы видели в социальных сетях, что многие демонстрируют различные видео, но никто не знает, что такое вентиляция в салоне, потому что это конструкция, разработанная нами. Мы стремимся преподнести это как можно яснее, не хотим никакой интерпретации. Мы всегда использовали эти технологии, но в текущем контексте используем их, чтобы продемонстрировать, что салон безопасен, даже если люди чихают.

Новый уровень безопасности 

Как вы считаете, каких изменений можно ожидать в работе аэропортов?

— Аэропорты тоже должны адаптировать свою деятельность. Вы помните, как повысился уровень безопасности в аэропортах после 11 сентября? Теперь нужно добавить новый уровень в уже существующую систему. Я приведу два примера. Первый: багаж на карусели по пути к самолету может пройти через обработку чистящими средствами. Второй: когда вы проходите спецдосмотр, ваша ручная кладь может быть обработана, а ваша температура проконтролирована. Сейчас аэропорты адаптируют свою инфраструктуру теми средствами, которые у них есть, но мы видим, что существует много возможностей и вариантов. Поставщики оборудования могут в будущем лучше оснастить аэропорты.

В последние недели мы запустили конкурс идей в Airbus и собрали 1400 проектов о личном поведении пассажира, конструкции самолета, модернизации аэропорта. Я видел многие из этих идей и думаю, что их будет не так сложно реализовать для аэропортов, но это и вопрос баланса. Нам нужно найти правильные меры для кризисного времени, которые мы сможем активировать или деактивировать. Конечно, это немного сложнее, чем стандартные правила обеспечения безопасности в аэропортах, но я действительно верю, что аэропорты смогут это сделать. И мы видим, как можем дополнить действия авиакомпаний и аэропортов, чтобы обеспечить комплексную защиту пассажиру.

Дезинфекция в аэропорту Стригино

Полная профилактическая дезинфекция всего аэровокзального комплекса в международном аэропорту Стригино (Нижний Новгород; входит в холдинг "Аэропорты регионов") :: Пресс-служба аэропорта Стригино

Интересно, координируете ли свои усилия с другими авиапроизводителями, например с Boeing или Embraer?

— Поскольку мы являемся конкурентами, по закону мы не можем создавать альянс, это запрещено антимонопольным законодательством. Но мы должны действовать как отрасль,  чтобы конкуренция не стала препятствием. Мы обмениваемся опытом с отраслевыми ассоциациями. Здоровье, как и безопасность, — это общие цели, здесь нет места конкуренции. Нам всем нужно вместе обеспечивать здоровье и безопасность пассажиров, повышать уровень их доверия. Это общие интересы, ради которых мы должны работать вместе в рамках всей отрасли, а не только в рамках отдельной компании.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.