"Пришло понимание, что у нас далеко не самый эффективный производственный процесс"

"Пришло понимание, что у нас далеко не самый эффективный производственный процесс"
В 2016 году "Волга-Днепр Техникс Москва" выполнила 15 форм A-check на самолетах Boeing 737 авиакомпании "Атран" :: Леонид Фаерберг // transport-photo.com

Внедрение концепции lean позволяет повысить эффективность производственной деятельности и минимизировать потери. Принципы бережливого производства применяет и российский провайдер услуг по техобслуживанию и ремонту "Волга-Днепр Техникс Москва" (ВДТМ; входит в подгруппу "Волга-Днепр Техникс" группы компаний "Волга-Днепр"). Гендиректор ВДТМ Евгений Кочетов рассказал ATO Show Observer MRO Russia & CIS о внедрении этих технологий в процессы ТОиР и поделился итогами производственной деятельности организации в 2016 г.

Евгений КОЧЕТОВ генеральный директор "Волга-Днепр Техникс Москва"

Евгений Кочетов,

генеральный директор "Волга-Днепр Техникс Москва"

— Евгений Павлович, расскажите, почему вы решили внедрять систему бережливого производства (lean)?

— В современных условиях рынка услуг по ТОиР, когда резкое сокращение парка ВС отечественных авиакомпаний уменьшило спрос и значительно усилило конкуренцию, организации по ТОиР воздушных судов находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятием и рычагов повышения его конкурентоспособности.

Проблемы, стоящие перед всеми участниками рынка, одинаковы. Это низкая производительность труда, высокие производственные потери, высокая себестоимость выполнения работ, постоянная нехватка материальных, человеческих и финансовых ресурсов. Решить их можно с помощью системы "бережливое производство".

На каких принципах основана эта система?

— С учетом изученного опыта нами за основу была принята методика, в которой выделяются четыре базовых элемента внедрения: стандартизация, бережливый учет, качественное обслуживание клиентов, организационное поведение сотрудников.

— А когда ВДТМ начала внедрять элементы бережливого производства?

— Первым шагом в этом направлении у нас стал показательный пилотный проект под условным названием "Блиц-проект lean", который был реализован летом 2014 г. при методической помощи и непосредственном участии директора по качеству группы компаний "Волга-Днепр" и наших коллег из одноименной авиакомпании.

Проект заключался в подготовке и осуществлении серии наблюдений за процессом подготовки и выполнения форм линейного ТО ВС авиакомпании AirBridgeCargo с фиксацией результатов наблюдений и последующим анализом действий исполнителей.

Целью проекта было выявление возможных производственных потерь и процедурных несоответствий, а также формирование мероприятий, направленных на их устранение или минимизацию. В процессе анализа полученных данных были выявлены случаи производственных потерь (некоторые из них — повторяющиеся), а также случаи несоответствий, связанные с неопределенностью или отсутствием процедур.

Каковы же результаты пилотного проекта?

— Итогом проекта стал детальный отчет о проведенных работах и их результатах, а также составленный план мероприятий, направленных на устранение выявленных потерь и процедурных пробелов.

Через объективные данные пришло понимание, что у нас далеко не самый эффективный производственный процесс, с сомнительной производительностью и потерями, которые, несмотря на их очевидность, достаточно сложно оценить. Что качество отдельных продуктов и, как следствие, всей услуги в целом, могли бы быть выше.

Кроме того, выяснилось, что ключевым звеном в улучшении ситуации является персонал. Именно от квалификации, мотивации и отношения сотрудников организации и особенно ее руководителей к ключевым положениям бережливого производства зависит эффективное внедрение концепции бережливого производства на предприятии.

Как пример: сотрудники компании за 2016 г. подали 56 предложений, направленных на улучшение деятельности ВДТМ.

— Где и как сегодня внедряются выработанные принципы бережливого производства?

— Наша компания практикует внедрение принципов lean на производственных участках компании. Особенности сферы услуг по ТОиР ВС выдвигают иные требования к проведению работ по внедрению инструментов бережливого производства. Так, не все инструменты, применяемые к сфере материального производства, пригодны для предприятий сферы услуг. Если в производственной сфере основной упор делается на качество работы оборудования и выпущенной продукции, то для ТО главным является качество предоставленной услуги.

— Пользуясь случаем, хотелось бы узнать, каковы в целом результаты работы ВДТМ в 2016 г.?

— Ежегодно ВДТМ демонстрирует стабильный рост объема работ. В первую очередь, это связано с увеличением флота Boeing 747 основного заказчика — авиакомпании AirBridgeCargo. В 2016 г. авиакомпанией была поставлена задача по сокращению времени на groundtime, что привело к увеличению интенсивности выполняемых работ. Свою роль сыграл также рост количества чартеров другого внутреннего заказчика — авиакомпании "Атран". В результате в прошлом году было увеличено число работ на его Boeing 737 — 15 А-check, причем на двух ВС данного типа выполнены восстановительные работы после серьезных повреждений на земле.

Производственные показатели по линейному обслуживанию флота Boeing 737 ГК "Волга-Днепр" Источник: ВДТМ

Производственные показатели по линейному обслуживанию флота Boeing 737 ГК "Волга-Днепр"

Источник: ВДТМ

Среди других позитивных факторов — выполнение работ по замене двигателя на ВС в условиях перрона, увеличение флота CargoLogicAir (грузоперевозчик с британским сертификатом эксплуатанта, созданный при участии ГК "Волга-Днепр". — Прим. ATO.ru), проведение A-check и линейного ТО ВС Air Atlanta, увеличение количества ремонтов элементов конструкций ВС (закрылки, предкрылки, ремонт обшивки ВС) и начало работ по ремонту компонентов грузового оборудования флота Boeing 747.

Производственные показатели по линейному обслуживанию флота Boeing 747 ГК "Волга-Днепр" Источник: ВДТМ

Производственные показатели по линейному обслуживанию флота Boeing 747 ГК "Волга-Днепр"

Источник: ВДТМ

Также стоит отметить, что техническая пунктуальность компании возросла почти на 1% и составила 99,80% в 2016 г. по сравнению с 99,19% в 2015 г.

— Насколько увеличился объем работ в интересах сторонних заказчиков?

— Доля сторонних заказчиков в 2016 г. относительно 2015 г. выросла на 51% благодаря сотрудничеству с лизинговыми компаниями и банками по восстановлению флота Boeing 747 авиакомпании "Трансаэро", увеличению объемов работ по линейному ТО для других авиакомпаний (включая "Алросу" и "Уральские авиалинии"), активному развитию линейной станции в Краснодаре и полетам в составе экипажа авиакомпаний заказчиков. Также немаловажную роль в 2016 г. сыграла реализация проекта по выполнению ЛТО ВС авиакомпании "Аэрофлот" в аэропорту Шереметьево. А в аэропорту Домодедово начато обслуживание ВС южнокорейской компании Asiana.

Производственные показатели по линейному обслуживанию сторонних заказчиков Источник: ВДТМ

Производственные показатели по линейному обслуживанию сторонних заказчиков

Источник: ВДТМ

— Интересно, а как вы оцениваете обстановку на рынке ТОиР в целом?

— Непростая экономическая и политическая обстановка, в частности, экономические санкции, направленные против нашей страны, привели к снижению пассажирских перевозок, что повлекло за собой сокращение воздушного флота российских перевозчиков, а также приостановку деятельности некоторых иностранных авиакомпаний.

Бытует мнение, что санкции дали обратный эффект: конкурентоспособность отечественных предприятий по ТОиР ВС возросла по сравнению с зарубежными представителями ввиду слабого рубля. Совершенствование внутренних процессов, освоение новых технологий, внедрение мероприятий по снижению издержек позволило российским компаниям заполучить контракты, ранее выполнявшиеся иностранными конкурентами. Кроме того, все большее число авиакомпаний в России пополняет флот ВС российского производства, что большой плюс для нашей авиационной промышленности, но и влечет дополнительную ответственность со стороны предприятий по ТОиР.

— Какие планы развития у ВДТМ?

— Мы участвуем в развитии проекта по вводу в эксплуатацию пассажирского воздушного судна МС-21. Инженеры нашей компании совместно со специалистами из ПАО "Иркут" разрабатывают программу техобслуживания будущего самолета, оценивают состав систем, работу систем, определяют регламент, когда и какие системы проверять. Если говорить о нашей компании, то на ближайшее время одной из основных задач ВДТМ является проработка и реализация плана проекта по строительству ангарного комплекса в аэропорту Шереметьево для основных заказчиков компании — AirBridgeCargo и "Атран", а также сторонних. В планах компании на ближайшее пятилетие — расширение сети линейных станций на территории России, получение сертификатов на обслуживание новых типов ВС, а также развитие авиационного учебного центра с целью повышения уровня подготовки инженерно-технического персонала.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.