Проект федерального закона "Об аэропортах..." закрепляет терминологические расхождения с ИКАО

В приложениях к проекту федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" есть документ "ПЕРЕЧЕНЬ актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации", в котором утверждается, что "Принятие  федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства". Как показала проверка, это утверждение не соответствует действительности. Во-первых, придется корректировать Воздушный Кодекс, а во-вторых, разбираться с возникающими или усугубляющимися конфликтами со множеством других документов.

Сравнение терминов, предлагаемых проектом закона "Об аэропортах..."

Термины проекта закона

Термины, используемые в ГА РФ

Термины, используемые в ИКАО

Ремарки

1) авиаузел – два и более аэропорта одного статуса, контрольные точки аэродромов которых расположены в пределах территории, граница которой задана окружностью с радиусом 50 километров;

"аэроузел" - объединение близко расположенных районов аэродромов (вертодромов), которые имеют общие границы и организация выполнения полетов с которых требует согласования и координирования (ФП ИВП-138);

Нет

Общий термин аэроузел. Термин авиаузел исторически используется только в отношении аэропортов московского авиаузла.

Необходимость его использования не очевидна.
Введение термина обусловит коррекцию документов.

2) авиационная деятельность в аэропортах – деятельность, осуществляемая операторами аэропорта по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, по предоставлению аэровокзала, грузового терминала, наземному обслуживанию авиаперевозок;

Деятельность в области авиации.

Согласно ВК РФ и Указу Президента от  8 августа 1998 года № 938 осуществляется государственное регулирование деятельности в области авиации, а не авиационной деятельности

Нет

Необходимость его использования не очевидна.
Введение термина обусловит  коррекцию документов.

Придется корректировать ВК РФ  и Указ Президента

 

 3) аэродром – участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. (ВК РФ)

аэродром; AD - Определённый участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов.

Примечание. B том случае, когда термин "аэродром" используется в положениях, касающихся планов полета и сообщений OBД, он, кроме аэродромов, охватывает также места, которые могут использоваться воздушными судами определенных видов, например, вертолетами или аэростатами.

Уже существует. Необходимости введения нет, так как вместо унификации термина с ИКАО он закрепляет существующие различия.

4) аэропорт – имущественный комплекс, включающий в себя аэродром, аэровокзал, подъездные пути, другие здания и сооружения, оборудование, предназначенные для приема, обслуживания и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, пассажиров, обработки груза, багажа, почты;

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (ВК РФ)

 

Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин.

Придется корректировать ВК РФ

5) аэровокзал (аэровокзальный комплекс) – объект инфраструктуры аэропорта, предназначенный для обслуживания пассажиров и включающий в себя необходимые для этого пассажирский терминал (терминалы), устройства и приспособления для посадки и высадки пассажиров, а также служебно-вспомогательные помещения, подъездные пути смежных видов транспорта;

Нет

Нет

Принятие термина приведет к необходимости корректировки документов, т.к. он мог использоваться не в этом значении.

Если же он всегда используется в этом значении, то нет необходимости его введения нового термина.

6) взлетно-посадочная полоса (ВПП) – часть территории аэродрома, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов;

взлетно-посадочная полоса (далее - ВПП) - определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;(Нормы годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации (НГЭА ЭА), утв. приказом Минпромторга России

от 30 декабря 2009 г. № 1215)

Взлетно-посадочная полоса (далее - ВПП) - основная часть летной полосы аэродрома, специально подготовленная и оборудованная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки воздушного судна. ВПП может быть с искусственным аэродромным покрытием (ИВПП) и грунтовой (ГВПП). (Руководство по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации (РЭСА ЭА), утв. приказом Минпромторга России

от 30 декабря 2009 г. № 1215)

взлётно-посадочная полоса; ВПП - Определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлёта воздушных судов.

Принятие термина приведет:

1.  к закреплению различий с ИКАО

2. к необходимости корректировки документов

7) гидроаэродром – комплекс объектов и оборудования на водном участке (акватории) и береговой полосе, предназначенный для взлёта, посадки, стоянки и технического обслуживания гидросамолётов;

Нет

Нет

Понятие аэродром предполагает его расположение на водной поверхности, Поэтому понятие гидроаэродром, как сокращение от "водного аэродрома" не  требует специального определения.

Принятие термина приведет к необходимости корректировки документов.

8) главный оператор аэропорта – хозяйствующий субъект из числа операторов аэропорта, владеющий сертификатом соответствия аэропорта (держатель сертификата);

"главный оператор" - хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации; (Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599)

эксплуатант; Лицо, организация или предприятие, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.

 

сертифицированный аэродром - Аэродром, эксплуатанту которого выдан сертификат аэродрома.

Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин.

9) грузовой терминал – склад аэропорта, где осуществляются операции по перронной и складской обработке груза;

Нет

Нет

Общетранспортный термин, который не нуждается в специальном понятии для государственного регулирования деятельности в области авиацию. Кроме грузовых и пассажирских, есть еще почтовые терминалы. Сравнение склада с  терминалом некорректно.

10) инфраструктура аэропорта – аэровокзальный комплекс, аэродром, стоянки  автотранспорта, объекты коммунального хозяйства, линии электропередач, объекты электросетевого хозяйства, трубопроводы нефти, газа и продуктов их переработки, газораспределительные системы, автомобильные дороги, железнодорожные пути, прочие объекты и коммуникации, необходимые для обеспечения деятельности аэропорта, а также иные объекты общего пользования;

Нет

Нет

Общетранспортный термин, который используется в отношениипроизводственной и инженерной инфраструктур аэропортов. Например,                 в ФЗ 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". В Типовом концессионном соглашении в отношении аэродромов, зданий и (или) сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также объектов производственной и инженерной инфраструктур аэропортов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 739)

11) инфраструктурный платеж – плата за пользование объектами инфраструктуры аэропорта;

Нет

Нет

Необходимость его использования не очевидна.
Введение – обусловит  коррекцию документов.

12) контролируемая зона аэропорта – часть территории аэропорта, включающая аэродром, критические зоны радиомаячных систем посадки, объекты управления воздушным движением, радио- и электросветотехнического оборудования аэродромов, склады авиатопливообеспечения, грузовые терминалы, склады хранения опасных грузов, а также прилегающую к ним территорию и здания, сооружения или их части, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности аэропорта;

Нет

контролируемая зона Рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется.

 

охраняемая зона ограниченного доступа; стерильная зона Те участки контролируемой зоны аэропорта, которые определены как зоны наивысшего риска и в которых в дополнение к контролированию доступа применяются другие меры контроля в целях безопасности. Как правило, такими зонами, кроме всех прочих, являются все зоны, предназначенные для вылетающих пассажиров коммерческой авиации, от пунктов досмотра и до воздушного судна, а также перрон, зоны сортировки багажа, включая зоны обслуживания воздушных судов, где присутствуют досмотренные багаж и груз, грузовые склады, центры сортировки почты, помещения служб бортпитания и чистки самолётов, расположенные в контролируемой зоне.

Введение понятия контролируемой зоны службой авиационной безопасности определит необходимость введения понятий о контролируемых зонах другими службами, например, службой ОВД или перрона.

Контролируемые зоны должны определяться исходя из ответственности и обязанностей контролирующих их служб, а не устанавливаться законом.

Введение – обусловит  коррекцию документов.

13) контрольная точка аэродрома – точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат, определяемая главным оператором аэропорта и опубликованная в инструкции по производству полетов;

- контрольная точка аэродрома - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома;

(Нормы годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации; Руководство по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации, утвержденные Приказом Минпромторга России от 30 декабря 2009 г. № 1215)

контрольная точка аэродрома (КТА) - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат; (ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128)

- "контрольная точка аэродрома" - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат (далее именуется - КТА); Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утверждены приказом Минобороны России, Минтранса России и Российского авиационно - космического агентства от 31 марта 2002 г. № 136/42/51

контрольная точка аэродрома; ARP; КТА - Точка, определяющая географическое местоположение аэродрома. (ИКАО).

Противоречит ИКАО и принципам БП, т.к. в условиях использования разных систем координат допускает возможность самостоятельного выбора оператором системы координат.

Введение – обусловит  коррекцию документов.

14) наземное обслуживание авиаперевозок – деятельность, осуществляемая операторами аэропорта по обслуживанию, посадке и высадке пассажиров, доставке пассажиров и экипажа, обработке грузов, багажа и почты, техническому обслуживанию воздушных судов, обеспечению их горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.

Нет

Нет

В наземном обслуживании предполагается выделить деятельность по обслуживанию авиаперевозок. Создается проблема регулирования деятельности по наземному обслуживанию пользователей воздушного пространства, кто не занимается авиаперевозками.

15) неавиационная деятельность в аэропортах – деятельность, осуществляемая в аэропортах и не относящаяся к авиационной;

 

 

Предлагаемое определение термина бессмысленно, так как неавиационная деятельность, это любая деятельность за исключением авиационной. Нет необходимости введения специального понятия неавиационной деятельности в аэропортах, так как понятие авиационная деятельность не привязывается к деятельности аэропорта.

16) оператор аэропорта – хозяйствующий субъект, осуществляющий авиационную деятельность в аэропорту;

"оператор" - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах; (Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599)

эксплуатант; Лицо, организация или предприятие, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.

 

сертифицированный аэродром - Аэродром, эксплуатанту которого выдан сертификат аэродрома.

Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин.

17) полоса воздушных подходов – часть воздушного пространства, где воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку, которая примыкает к торцу взлетно-посадочной полосы. Для аэродромов классов А – Е полоса воздушных подходов ограничена в горизонтальной плоскости – сектором равным 8,5 градусов в каждую сторону от продольной оси и максимальным радиусом равным 30 километров в проекции на земную или водную поверхность от её торцов, а в вертикальной плоскости – высотой 1 километр относительно высоты контрольной точки аэродрома. Методика определения границ полосы воздушных подходов для неклассифицированных аэродромов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации;

На аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку (ФП ИВП-138).

Границы полос воздушных подходов на гражданских аэродромах, представляющие собой воздушное пространство в установленных границах и примыкающие к торцам взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), устанавливаются в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов при наборе высоты после взлета и снижении при заходе на посадку.  Полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах имеют ближнюю границу, дальнюю границу и боковые границы. Ближняя граница полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах прилегает к концу летной полосы и совпадает с ней по размерам. Дальняя граница полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах параллельна ближней границе и расположена на расстоянии 30 км от конца летной полосы. Боковые границы полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах начинаются от ближней границы полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах и расходятся под углом 8,5° (15%) в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП до пересечения с дальней границей полосы воздушных подходов. Из границ полос воздушных подходов на гражданских аэродромах исключаются зоны, полеты в которых запрещены.(Порядок установления границ полос воздушных подходов на гражданских аэродромах, утв. Приказом Минтранса России от 9 ноября 2010 г. № 243)

Полоса воздушных подходов - часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу ВПП и расположенная в направлении ее оси, в котором воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.(Руководство по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации (РЭСА ЭА), утв. приказом Минпромторга России от 30 декабря 2009 г. № 1215).

Нет

Установление границ воздушных подходов – это вопросы ИВП, а не аэропортовой деятельности.

Введение – обусловит  коррекцию документов.

18) пропускная способность аэропорта – технологическая характеристика аэропорта, определяющая максимальное число обслуживаемых в аэропорту воздушных судов и пассажиров в установленный промежуток времени;

"техническая возможность аэропорта" - расчетная величина, определяемая нормативами пропускной способности объектов инфраструктуры аэропорта, в том числе взлетно-посадочных полос, перрона, аэровокзала (терминалов), пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов и хранения авиационного топлива. (Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599)

пропускная способность аэропорта: количество пассажиров и груза, которое может быть пропущено через аэропорт за установленный период времени; комбинация пропускной способности ВПП и пропускной способности аэровокзала.

Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин.

19) слот – временной интервал прибытия или отправления воздушного суда согласно сезонному расписанию и суточному плану по приему и отправке воздушных судов;

"слот" - включенное в расписание время отправления и (или) прибытия (взлет или посадка) для конкретного типа (типов) воздушного судна в определенную дату (день недели); (Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599)

airport slot

"окно" аэропорта

(...) назначенный день и время (обычно в интервале 15 или 30 мин) прилета воздушного судна в

аэропорт или его вылёта из аэропорта.

Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин.

20) территория аэропорта – территория, включающая в себя земельные участки (части акватории), на которых расположен аэропорт;

Нет

Нет

Предлагаемое определение термина бессмысленно, так как формализует общепринятое значение этого понятия.

21) технология работы аэропорта – описание форм  и методов осуществления деятельности в аэропорту,  включая порядок взаимодействия и разграничение ответственности между главным оператором аэропорта, оператором аэропорта и потребителями аэропортовых услуг, описание обеспечивающих систем управления и связи, а также другие обязательные к исполнению организационно-технологические документы.

Нет

Нет

Введение термина потребует создание соответствующей типовой технологии, которая затем будет реализовываться в технологиях соответствующих операторов. В ИКАО для этих случаев предусматривается разработка Руководства аэродрома.

22) центр взлетно-посадочной полосы – точка, которая определяет местоположение взлетно-посадочной полосы в выбранной системе координат, совпадающая с геометрическим центром продольной оси взлетно-посадочной полосы.

Нет

Нет

Предлагаемое определение термина бессмысленно. Если необходимо правило определения местоположения ВПП, то в каких-то случаях это может быть и центр. Но центр ВПП не всегда определяет местоположение ВПП. Независимо от центра ВПП есть понятие располагаемая длина. Введение – обусловит  коррекцию документов.

 

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.