Прогнозы и взгляды Владислава Филева, создателя S7 Airlines

Самолет Airbus A319 авиакомпании S7
Из 103 самолетов у S7 Airlines летает 41. "Но мы должны понимать, что этот 41 самолет в среднем летает один раз в день вместо пяти", — рассказал Владислав Филев. На фото: 144-местный A319 (VQ-BQW) в Домодедово; январь 2020 года. Сейчас эта машина не летает. На заднем плане — призрак "Трансаэро" :: Евгений Дубовицкий / ATO.ru

Владислав Феликсович Филев, основной владелец и председатель совета директоров S7 Group, куда входит самый крупный частный авиаперевозчик в России и ближнем зарубежье — S7 Airlines (почти 18 млн пассажиров в 2019 г.) появляется в информационном пространстве крайне редко.

Кажется, он разговаривает с журналистами, когда хочет сам о чем-то сообщить. Представляется, что в первую очередь государству. Разговоры на авиационные темы господин Филев предпочитает в моменты, когда российскому воздушному транспорту плохо. Вот и интервью "Коммерсанту" 23 апреля обязательно войдет в антологию кризиса российской гражданской авиации, возникшего из-за коронавирусной инфекции COVID-19. Из более чем 3 тыс. слов беседы ATO.ru публикует четверть. Вопросы опущены. Цитаты оставлены.

О господдержке авиакомпаний

"Коммерсант отличается от госслужащего или наемного работника тем, что он больше зарабатывает, но и берет на себя больше рисков. И в моем представлении коммерсант не должен бежать в тяжелые времена к государству за помощью".

"Господдержка — дело государства, размер зависит от того, какой уровень воздушного сообщения оно стремится оставить в стране и хочет ли вообще. С этой точки зрения государство поможет настолько, насколько посчитает нужным. Я абсолютно уверен, что для коммерсанта важнее правила игры и их постоянство. Если же мы говорим о том, что у нас есть правила, поддержка государства и субсидирование, то я как предприниматель считаю необходимым, чтобы они были для всех одинаковы".

"Государство тоже может принять правила, по которым будет поддерживать только одну авиакомпанию. Но в таком случае пусть оно объявит об этом открыто. Не так важно, кого именно будут поддерживать, но пусть правила будут. Общественный договор, который существует в стране, основан на том, что есть порядок и правила, в отличие от "лихих 90-х". Давайте не будем рушить то, что сделано за 20 лет".

Деньги для сохранения уровня авиаперевозок

"Около 5 млрд долл. на всех, или 350–400 млрд руб.".

О спасении "Аэрофлота"

"Если говорить о тех 300 млн рублей, выделенных "Аэрофлоту", я вообще считаю, что это издевательство по отношению к нему".

"Да, это очень мало! Зачем они это сделали? Чтобы отчитаться, что помогли? И у чиновников в списках между большими делами будет стоять галочка — средства выделены. Но это не поможет "Аэрофлоту". Он получал кредиты на огромные суммы, как и все остальные перевозчики. И если уж в правительстве решили спасать одну компанию, надо спасать как следует".

О будущем остальных

"Шансы есть. Но для этого государство должно развязать руки частным перевозчикам".

"Я один из самых возрастных руководителей в авиации, наряду с Сергеем Скуратовым ("Уральские авиалинии") и Андреем Мартиросовым ("ЮТэйр"), с которым мы стали руководителями в один год. Мы видели разные кризисы, и я думаю, все эти авиакомпании с высокой вероятностью имеют шансы остаться в том или ином виде".

О правилах игры

"Поэтому я как коммерсант, который первый свой устав печатал сам на машинке, скажу, что правила важнее, чем помощь. Но если помощь оказывается, важно, чтобы она оказывалась по каким-то понятным правилам. Допустим, государство выделяет средства на полеты в районы, с которыми затруднено сообщение. Есть линия, на которой летают три авиакомпании. Тут приходит еще одна и получает на это дотацию. То есть порядок нарушается".

"Если в шторм пытаешься куда-то плыть, обязательно утонешь, потеряв силы. А если просто пытаешься держаться на воде, когда всё успокоится, можешь определить, куда плыть. Поэтому сейчас мы просто пережидаем шторм".

Прогнозы

"По моему прогнозу пассажиропоток по окончании кризиса упадет примерно вдвое: с 120 млн до 60 млн пассажиров в год. Для сравнения: в 2012 году было перевезено 74 млн пассажиров. И тот, кто переживет кризис, тот и возьмет на себя то, что останется".

Примечание ATO.ru: Пассажиропоток российской гражданской авиации на уровне 60 млн пассажиров наблюдался в 2010 (57 млн человек) и в 2011 году (64 млн человек).  

"В апреле следующего года [возобновится международное авиасообщение]".

"Мировая авиация начнет восстанавливаться через год".

Правила авиабизнеса

"Авиакомпании никогда не умирают от того, что у них слишком мало самолетов, — всегда умирают от того, что их слишком много. И никогда не умирают от отсутствия прибыли. Они умирают, когда у них заканчивается кэш и их перестают заправлять".

"Строго говоря, авиация начинает получать деньги в марте. Обычно компании, которые не умерли до декабря, доживают до сентября следующего года. Под Новый год все билеты проданы, никто остановить авиакомпании в праздники не даст. И если перевозчик отлетал в Новый год, банки понимают, что март уже вот-вот наступит и авиакомпания начнет получать деньги".

"Нам довольно больно именно за счет того, что мы летаем мало. Если бы мы летали больше, у нас бы себестоимость падала".

Чем занимаются авиакомпании

"Прямо сейчас авиакомпании летают по ценам, которые отбивают только топливо, аэропортовые услуги и навигацию. Больше ничего продажи билетов не покрывают".

Возможная национализация отрасли

"Это шаг назад. Если люди, находящиеся у власти, примут такое решение, наверное, они будут действовать в своих интересах. Но они будут действовать против интересов своих детей. Мы уже были там. Советский Союз был, наверное, самой большой мечтой о лучшей жизни для всех, просто не получилось. И никто не знает, как сделать, чтобы получилось. А повторять одни и те же действия в ожидании другого результата — признак сумасшествия".

Кадровый вопрос

"Безусловно, мы будем пытаться сохранять людей столько, сколько сможем. На сегодня в холдинге S7 Group работает 11 033 человека. Наиболее критичная ситуация с инженерами. Инженеров тяжелее воспитывать: человек, который отучился пять лет в институте, чтобы стать инженером, должен проработать еще пять лет, чтобы стать им на самом деле. И цикл их подготовки весьма длинный и сложный. Если мы потеряем эту часть авиабизнеса, это будет невосполнимо для страны".

Подражание

"Когда увидел пример Михаила Маратовича Фридмана, который среди жесточайшей конкуренции с государственными банками отлично выживает, успешен и ведет свой банк твердой рукой, я подумал — вот они, греческие герои, с коих нам пример держать нужно!"

Примечание ATO.ru: Михаил Фридман — российский предприниматель, миллиардер. Совладелец и председатель наблюдательного совета консорциума "Альфа-Групп".  

Авиационные топ-менеджеры

"[Гендиректор "Победы"] Андрей Калмыков, он суперэффективный".

"[Гендиректор "Аэрофлота"] Виталий Геннадьевич Савельев, на которого многие смотрели со скепсисом, сделал мирового уровня компанию".

О себе

"Я в этой индустрии провел жизнь, и все знают, что на мое слово можно рассчитывать. До тех пор пока я могу исполнять обязательства, я их буду исполнять".   

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2020 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.