Разделяй... и получай выгоду

Поддержка программы A350XWB со стороны Singapore Airlines показывает, какое значение авиаперевозчики придают конкуренции в отрасли самолетостроения

Нилам МЭТЬЮЗ, Нью-Дели
Роберт УОЛЛ, Париж
Майкл МЭКХАМ, Сан-Франциско 
Ко времени проведения авиасалона в Фарнборо Boeing значительно опережал Airbus по числу полученных заказов. Однако официальное заявление авиакомпании Singapore Airlines (SIA) о намерении приобрести самолеты A350XWB и ее дополнительный заказ на A380 являются признаком того, что после длительного периода внутренних неурядиц европейская авиастроительная фирма постепенно восстанавливает свою конкурентоспособность.
Компания Airbus, традиционно стремившаяся приурочить подписание соглашений к срокам проведения авиасалонов, получила в Фарнборо почти 90 твердых заказов. Boeing — 17 твердых и 14 предварительных. Кроме того, американская фирма подтвердила опубликованную ранее информацию о заказах на 44 самолета. Boeing не приурочивает подписание соглашений о новых заказах к авиасалонам. Тем не менее, имея на момент окончания авиасалона 513 твердых заказов, Boeing на 300 заказов опережает Airbus.
И Boeing, и Airbus интенсивно работают с крупными заказчиками. Для фирмы Boeing важным событием стало заявление авиакомпании Emirates Airlines о намерении приобрести 10 Boeing 747-8F (официально соглашение пока не подписано), которые в определенной степени являются конкурентами грузового варианта A380-800. К тому же Международная лизинговая и финансовая корпорация ILFC, крупнейший заказчик самолетов в мире, стремясь опередить рост спроса на перевозки, разместила дополнительные заказы на самолеты 737-800, 777-300ER и 787.
А авиакомпания Singapore Airlines обеспечила самую мощную на момент закрытия авиасалона поддержку новым самолетам Airbus, доставившим фирме так много проблем.
Намерение SIA приобрести A350 (заказ еще не размещен) должно быть вдвойне приятным для европейской фирмы. Став первой авиакомпанией, получающей самолеты А380, с такими трудностями выходящие на рынок, SIA вынуждена была первой пережить и волну проблем, связанных с неоднократным сдвигом сроков поставок. Естественно, что авиакомпания хотела бы получить за это какую-то компенсацию.
Фактически, когда появилось сообщение о последней задержке с поставками, Singapore Airlines сразу же разместила заказ на 20 самолетов Boeing 787-9. Поскольку этот перевозчик обычно закупает самолеты в больших количествах, многие аналитики предвидели второе действие разыгрывающейся пьесы. И оно не заставило себя ждать. В ходе авиасалона в Фарнборо был подписан протокол, зафиксировавший намерение SIA приобрести 20 A350XWB-900. Переход от одного из конкурентов к другому свидетельствует о далеко идущих планах — SIA стремится сохранить конкуренцию Boeing и Airbus, считая ее важным фактором существования возможности выбора наиболее подходящего продукта и обеспечения приемлемого уровня цен.
Официальные представители фирмы Boeing никак не прокомментировали политику одного из лучших своих заказчиков.
Аналитик из Сингапура Притпал Сингх считает, что причины такого поведения SIA совершенно понятны: компания не хочет держать все яйца в одной корзине. "По-видимому, решение Airbus о разработке совершенно нового варианта А350 стало своего рода альтернативой, которая была необходима [SIA], чтобы не быть привязанной к одному производителю", — отметил он.
Эту точку зрения разделяет и эксперт в области авиакосмической и оборонной техники компании JP Morgan Джозеф Б. Надол-третий. "Мы считаем, что Singapore Airlines заключила срочную сделку", — утверждает он. Фактически, г-н Надол подозревает, что SIA, возможно, разместила опционы с целью последующей перепродажи тех самолетов, которые окажутся наименее подходящими для нее.
Парк SIA может оказаться достаточно большим, для того чтобы обслуживать самолеты двух разных типов, не неся при этом дополнительных расходов. Единственным унифицированным агрегатом могут стать двигатели. Фирма Rolls-Royce поставляет двигатели Trent 1000 для самолетов Boeing 787 и, кроме того, является пока единственной двигателестроительной фирмой, намеревающейся выпускать двигатели для семейства A350XWB-800/900/1000.
Важную роль в решении SIA сыграли и необычайно высокие темпы, с которыми Boeing набирает заказы на самолеты 787, отмечает официальный представитель авиакомпании. "Решение о размещении заказов в двух фирмах было продиктовано, в частности, возможными сроками поставок и их соответствием нашим планам на ближайшие десять лет по расширению парка", — подчеркнул он.
За два года, прошедшие с начала продаж 787-х, фирма Boeing перешагнула рубеж в 400 заказов. По мнению ее руководителей, темпы размещения заказов сейчас должны снизиться. Но генеральный директор программы 787 Майк Бейр утверждает, что заказы продолжают интенсивно поступать. Фирма Boeing должна поставить в 2008-2009 гг. 112 самолетов этого типа. Сейчас прорабатывается вопрос о возможности увеличения темпов выпуска в период 2010-2011 гг. Если считать, что нынешние темпы останутся неизменными, то все самолеты, которые будут выпущены до 2012 г., уже распроданы. Президент и исполнительный директор фирмы Boeing Алан Малалли сообщил, что фирма ведет переговоры с 30 заказчиками о продаже еще 1000 самолетов.
Помимо планируемого увеличения спроса на перевозки SIA стремится получить новые самолеты производства Airbus и Boeing еще и потому, что их эксплуатация обещает быть существенно выгоднее эксплуатации самолетов нынешнего поколения. "Мы заказываем... оба типа, поскольку стремимся воспользоваться всеми преимуществами внедрения современных технологий на каждом из самолетов и в достаточном для экономически выгодной эксплуатации количестве", — пояснил один из официальных представителей авиакомпании.
Исполнительный директор SIA Чу Чунь Сен доволен тем, что "фирма Airbus прислушалась к мнению заказчиков и вышла на рынок с совершенно новым вариантом А350. Технические характеристики нового самолета сделают его весьма конкурентоспособным в своем классе как минимум в течение десяти лет". Singapore Airlines получит новый самолет в 2012 г., став его стартовым заказчиком или по крайней мере одной из первых авиакомпаний, которым он будет поставлен.
Большие расходы на топливо заставляют такие компании, как SIA, предельно быстро вводить в эксплуатацию более экономичные самолеты. Поэтому одной из причин того, что SIA разделила заказ между двумя фирмами, может быть состояние и планируемые сроки завершения разработок.
Руководители Boeing подтвердили информацию о том, что на уровне поставщиков сроки завершения выпуска чертежей и изготовления отдельных частей могут быть сдвинуты, но заверили всех, что программа в целом выполняется в соответствии с намеченными датами. Способность Airbus к своевременным поставкам находится под вопросом из-за истории с А380. Графики реализации программ и 787-х, и A350 чрезвычайно жесткие. В обоих случаях ввод в эксплуатацию планируется примерно через год после первого вылета.
Руководители SIA весьма озабочены проблемой экономии топлива, поскольку компания эксплуатирует пять четырехдвигательных A340-500, что становится все более невыгодным. "При нынешней цене на топливо свыше 74 долл. за баррель мы вынуждены искать более экономичные самолеты", — пояснил представитель авиакомпании. Такая ситуация ставит SIA перед необходимостью встречной продажи своих самолетов в обмен на двухдвигательные 777-200LR, которые предполагается эксплуатировать на маршрутах Сингапур-Лос-Анджелес и Сингапур-Нью-Йорк.
Singapore Airlines еще предстоит принять решение о типе двигателей для ее будущих 787-х и A350. В наиболее выигрышном положении находится Rolls-Royce, ведь двигателями именно этой фирмы будут оснащены поставляемые авиакомпании самолеты A380.
В то же время SIA стала первым заказчиком A380, разместившим повторный заказ на девять этих гигантских авиалайнеров с опционом еще на шесть. Поставки 10 первоначально заказанных самолетов должны начаться в декабре 2006 г. и закончиться в середине 2008 г. Затем последуют поставки 9 дополнительно заказанных самолетов. Благодаря имеющемуся опциону Singapore Airlines зарезервировала все эти поставки, что позволит ей в краткосрочной перспективе регулировать процесс получения А380. Другие авиакомпании смогут получить новые А380 не ранее 2011 г.
Общая стоимость заказанных SIA самолетов составляет 7,5 млрд долл. в прейскурантных ценах. Однако, учитывая проблемы с поставкой А380, стремление Airbus любой ценой сохранить полученный в этом году первый заказ на A350XWB и обычные скидки стартовому заказчику, авиакомпания надеется заплатить значительно меньшую сумму. Компания Airbus уже согласилась взять на себя расходы, понесенные SIA в связи с задержкой поставок первых A380. По мнению одного из экспертов, пожелавшего остаться неназванным, Airbus может сделать скидки при покупке A350 в счет понесенных авиакомпанией убытков. Том Эндерс, один из двух исполнительных директоров Европейской аэрокосмической и оборонной корпорации EADS, в состав которой входит Airbus, подтвердил информацию о значительных скидках, которые, по его словам, типичны для стартового (а в данном случае можно говорить о повторном старте) заказчика.
Планируя использовать А380 на маршрутах с интенсивными пассажиропотоками и/или с ограниченным числом слотов, таких как Сидней-Сингапур-Лондон, SIA в то же время заинтересована и в выполнении рейсов в другие аэропорты, например в Токио, Мельбурн, Франкфурт и города Западного побережья США.
Чтобы временно — до получения новых самолетов от двух крупнейших самолетостроительных фирм мира — обеспечить необходимые провозные мощности, SIA заключила с Airbus соглашение о лизинге 19 A330-300, которые будут поставлены в период с начала 2009 г. и до конца 2010 г.
Для Airbus твердо выраженное намерение приобрести A350XWB-1000 очень важно. Этот 350-местный самолет с дальностью полета 15800 км — ответ фирмы на 777-300ER. Начало эксплуатации нового самолета Airbus намечено на 2014 г., что оставляет компании Boeing, имеющей пока только одного поставщика двигателей для 777-300ER — фирму General Electric, время на внесение в свой проект таких улучшений, которые позволили бы победить в конкурентной борьбе.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

"Авиатранспортное обозрение"
№204-205, ноябрь-декабрь 2019

Календарь ATO Events

27 мая 2020 г., г. Москва
12 октября 2020 г., г. Москва
13 октября 2020 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2020 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.