Региональных пассажиров мало

Показатели роста пассажиропотока в России после 2009 года были одними из самых высоких в мире, однако количество перевезенных пассажиров остается низким по сравнению с Европой, США и рядом стран Азии. Пассажиропоток российских авиакомпаний растет во многом за счет тех путешественников, которые с каждым годом летают чаще. Но доля "летающего" населения остается очень низкой; привлечь тех, кто раньше не пользовался авиатранспортом, авиакомпаниям по-прежнему непросто.

По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2012 г. российские авиакомпании перевезли 74,032 млн пасс. — это на 15,5% больше итога предыдущего года. Для сравнения: общемировой рост рынка авиаперевозок, по данным IATA, в среднем составляет 4,5–5,0% в год. Но несмотря на более значительный темп роста российского рынка, его размеры по-прежнему остаются очень скромными по сравнению с рынками Европы и США. По данным Бюро транспортной статистики Министерства транспорта США, в 2012 г. авиакомпании страны перевезли около 736,6 млн пасс., что на 0,8% (или почти на 36 млн пасс.) больше результата 2011 г. и в десять раз больше российских итогов. В Европе одна лишь низкотарифная авиакомпания Ryanair в год перевозит около 80 млн пасс. При этом глава компании Майкл О’Лири на прошедшем в этом году авиасалоне в Ле-Бурже заявил, что в ближайшие пять лет увеличит этот показатель до 100 млн пасс.

В России рынок растет преимущественно за счет авиапассажиров, которые уже пользуются воздушным транспортом, и с каждым годом они летают все чаще. Новые путешественники, те, кто раньше не пользовался услугами авиакомпаний, приходят реже. По самым пессимистичным оценкам, в России, если считать по паспортам, а не по билетам, реально летает около 4 млн чел., по оптимистичным — этот показатель составляет 7–10 млн чел. из 140 млн населения страны. Доля компаний, выигрывающих от роста спроса этой части населения на авиаперевозки, становится все меньше; как правило, их круг ограничивается первыми десятью позициями в рейтинге. При этом на первую пятерку уже приходится около двух третей всех российских пассажиров. В 2012 г. наибольший прирост пассажиропотока пришелся на пять российских авиакомпаний: "Аэрофлот" (+24,6%; перевез 17,656 млн чел.), "Трансаэро" (+22,2%; 10,328 млн чел.), "ЮТэйр" (+33,9%; 7,770 млн чел.), "Сибирь" (S7 Airlines) (+23,8%; 6,351 млн чел.) и "Россию" (+19%; 4,209 млн чел.). Если в 2011 г. удельный вес первой пятерки в пассажирообороте составлял 81,7%, а в пассажиропотоке — 68,7%, то в 2012 г. эти цифры достигли 84,9 и 72,5% соответственно. Новые компании на российском рынке не появляются: потенциальных инвесторов отталкивает как сама сложность данного бизнеса и долгий период его окупаемости, так и ужесточившиеся нормы для российских перевозчиков. По новым стандартам для выполнения регулярных рейсов в парке перевозчика должно быть минимум восемь самолетов с более чем 55 креслами или три самолета вместимостью до 55 пасс.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.