Российский банк стал акционером EADS

Российский инвестиционный капитал впервые вышел на глобальный аэрокосмический рынок. В конце августа российские центральные СМИ сообщили о том, что Внешторгбанк (ВТБ) приобрел на фондовом рынке до 4,8% акций европейского аэрокосмического гиганта — концерна EADS. Акции покупались с начала лета небольшими партиями, а общая сумма приобретения оценивается в 1 млрд долл.
Момент для покупки был выбран удачно. Цена акций EADS достигла своего пика в марте этого года. Однако после объявлений о задержках в программе разработки самолета A380 и преследовавших концерн скандалов, связанных с возможным использованием его руководством инсайдерской информации для продажи своих пакетов акций, к началу июня акции этого европейского авиапроизводителя рухнули с 35 до 19 евро за штуку. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, ВТБ консолидировал значительный для российского инвестора пакет в одной из крупнейших в мире аэрокосмических компаний.
Известие о покупке стало сенсацией как в России, так и за рубежом и вызвало массу различных предположений и опасений. ВТБ и EADS подтвердили факт скупки, но от дальнейших комментариев отказались. По словам представителя EADS, комментирование частных сделок между акционерами не соответствует принципам корпоративной политики концерна. Характерно, что после обнародования информации о приобретении ВТБ цена на акции EADS на международном фондовом рынке поползла вверх и за несколько дней возросла почти на 7%.
Трудно сказать, насколько шаги ВТБ пойдут на пользу EADS. Представитель концерна признал, что это может повредить амбициям EADS на оборонном рынке США, особенно в планах по продаже большой партии самолетов-топливозаправщиков. В последнее время Вашингтон все более критично относится к Москве из-за ее позиции по Ирану, об этом, в частности, свидетельствуют санкции, наложенные на "Рособоронэкспорт" и АХК "Сухой".
В России новость была встречена положительно. Большая часть комментариев сводилась к тому, что ВТБ действовал по согласованию с Кремлем и сделка должна продемонстрировать европейцам желание России на равных участвовать в крупнейших европейских авиационных и космических программах. Также упоминалось, что покупка ВТБ стала ответом концерну EADS, который в конце 2005 г. приобрел 10% акций крупнейшего российского авиапроизводителя — корпорации "Иркут".
Впрочем, пока действия ВТБ, если не принимать во внимание возможности дальнейшей перепродажи акций EADS после роста их котировок, носят, скорее, имиджевый характер. Размер приобретенного пакета близок к доле третьего по величине акционера EADS — испанского государственного холдинга SEPI (5,5%), однако такие пакеты не дают возможности влиять на политику европейскго концерна, состав совета директоров которого определяют исключительно основные акционеры: французский холдинг SOGEADE и немецкая компания DaimlerChrysler.
Поскольку представители ВТБ своих действий не комментируют, нельзя исключать, что российский банк рассматривает европейскую аэрокосмическую отрасль в качестве привлекательного объекта для долговременных инвестиций. Такой не слишком приятный для российского авиапрома вывод напрашивается и после того, как в конце августа ВТБ продал АФК "Система" свой крупный пакет двигателестроительных активов группы "Пермские моторы".
Отметим, что незадолго до сдачи номера в печать появилось сообщение о том, что британская BAE Systems может принять окончательное решение о продаже своих 20% акций Airbus концерну EADS (владеющему остальными 80% акций) за 3,6 млрд долл. Как знать, может, и на этот пакет впоследствии найдутся покупатели из России, — тогда тесная интеграция с европейским авиапромом стала бы свершившимся фактом.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.