Руководитель Росавиации Александр Нерадько о санкциях, сером импорте, поддержке авиаперевозчиков и противодействии коррупции
Александр Нерадько, глава Росавиации (Федеральное агентство воздушного транспорта), дал традиционное февральское интервью — на этот раз изданию РБК, — в котором рассказал о санкциях, сером импорте, поддержке авиаперевозчиков, противодействии коррупции и о другом. Выдержки из интервью от 1 февраля 2023 года.
САНКЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
"Санкций много, они действительно направлены на уничтожение авиации в России. Но мы этого допустить не можем и не дадим.
Авиация — это глобальная система экономических взаимоотношений. Поэтому прекратить международное сотрудничество из-за решения ряда государств, которые ввели санкции против отечественной гражданской авиации, невозможно. Продолжается взаимодействие с авиационными властями дружественных государств, с международными организациями, работающими в области гражданской авиации. Продолжаются неофициальные контакты с нашими партнерами из стран, которые ввели санкции. Но только не такие публичные, как раньше."
"Самыми ближайшими партнерами мы считаем тех, кто не прекратил полеты — и прежде всего прямые полеты в Россию. Не прекратили полеты 53 авиакомпании из 26 государств, и их количество увеличивается.
Международные полеты осуществляют 14 российских авиакомпаний. Появление новых стран в карте полетов планируется уже в текущем году. И Минтранс, и Росавиация, и авиакомпании такую работу проводят. Наши авиакомпании совсем недавно возобновили авиасообщение с Лаосом и Таиландом, у нас на очереди еще государства, к примеру Мьянма."
"Несмотря на политизированность итогов [41-й сессии ассамблеи Международной организации гражданской авиации] и тот факт, что Россия не была переизбрана в совет ИКАО по первой группе, участие России в ее работе продолжается. 21 ноября в состав аэронавигационной комиссии ИКАО на очередной трехлетний период вошел представитель России. Эта комиссия является вторым ключевым органом ИКАО после Совета."
"Но ситуация с двойной регистрацией воздушных судов показала, что в рамках международного права этот вопрос не вполне урегулирован."
"Большинство воздушных судов России были зарегистрированы на Бермудах и в Ирландии. Между Бермудами и Россией было соглашение, по которому Бермуды передавали часть своих полномочий России. Но Чикагская конвенция не предусматривает автоматической передачи функций государством регистрации государству эксплуатанта. Ответственность сторон определяется двусторонним соглашением."
"…мы предложили изменить статью Чикагской конвенции в части ответственности за исполнение обязательств по соглашениям в случае прекращения их действия. Это необходимо сделать. Иначе прецедент уже создан — одностороннее аннулирование свидетельства о регистрации воздушных судов и сертификатов летной годности."
ЗАПРЕТ НА ПОСТАВКИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙ И ИНОСТРАННЫХ САМОЛЕТОВ, КАННИБАЛИЗАЦИЯ ФЛОТА И СЕРЫЙ ИМПОРТ
"У меня есть уверенность, что не стало опаснее летать. И это никак не связано с наличием или отсутствием оригинальных запчастей. В авиации есть понятие — исправность. Исправным считается самолет, у которого есть запас ресурса, на борту устранены все замечания и на который оформлена соответствующая документация."
"Что касается комплектующих и каннибализации, то я предлагаю такой термин не использовать. Он появился с подачи тех, кто никогда не работал в гражданской авиации и не знает, что перестановка исправных запасных частей с самолета на самолет практиковалась всегда и везде, в том числе и во времена Советского Союза. Это просто общемировая практика, а не новшество в российских авиакомпаниях. В США данная схема существует с 1955 года."
"В России и в предыдущие годы переставляли запчасти с самолета на самолет по специальной процедуре, обеспечивающей безопасность полетов."
"На первом этапе [после ввода санкций] в авиакомпаниях был достаточный запас комплектующих и запчастей. А сегодня авиакомпании уже наладили взаимодействие с иностранными партнерами из дружественных и других стран. Организовали новые цепочки поставок запчастей, чтобы спокойно и безопасно работать. В России инжиниринговые компании на протяжении нескольких лет работают с техническим сопровождением иностранных самолетов и вертолетов. Эта система выстраивалась годами при контроле со стороны иностранных разработчиков и производителей."
"В авиационном ведомстве Бермуд контролем за летной годностью самолетов занимались не более 20 человек. Это в разы меньше по сравнению с инженерными кадрами Росавиации и ее территориальных органов… За прошлый год Росавиация проверила техническое состояние тех воздушных судов, которые были перерегистрированы в Российском национальном реестре, — 647 воздушных судов. Почти на 600 выданы сертификаты летной годности. Оставшаяся часть воздушных судов находится в неисправном состоянии, на техобслуживании и текущем ремонте. На них будут выданы сертификаты, после того как будет подтверждено техническое состояние."
"Если говорить о самолетах иностранного производства, то уже более 180 самолетов ["очищены" от бермудской и ирландской регистрации]."
"…есть предпосылки для того, что будет продолжаться работа по переводу в российский реестр и избавлению от двойной регистрации. Авиакомпании работают в этом направлении."
"Если лизингодатели идут на решение о снятии с регистрации, то администрациям Бермуд и Ирландии не остается ничего, как следовать решению лизингодателя."
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ
"Россия — огромная; воздушный транспорт имеет большое значение. В итоге сколько авиакомпаний нужно, определит рынок. На сегодня предпосылки для банкротства авиакомпаний отсутствуют."
"25,3 млрд руб. выделено на поддержку авиакомпаний в низкий сезон [c ноября 2022 года по март 2023-го]. Росавиация уже провела отбор авиакомпаний для получения этой субсидии... В начале февраля авиакомпании получат деньги... Перевозчики должны обеспечить общий пассажирооборот в размере не менее 22,2 млрд пассажиро-километров. За каждый пассажиро-километр выделяется 1 руб. 11 коп. При этом в формуле расчета субсидии действуют понижающие коэффициенты. Ожидаемый пассажирооборот должен составлять при этом не менее 90% от показателя за тот же период прошлого года."
"Если понадобится [крупная финансовая поддержка авиакомпаний], будем выходить с предложениями. Но часть авиакомпаний выкупили воздушные суда, значит, сокращаются расходы на лизинг и поддержка, возможно, понадобится не в таком размере."
"По статистике ФАС, стоимость внутренних авиаперевозок [тариф экономкласса] уменьшилась в прошлом году примерно на 10%."
"Стоимость билетов за границу, по оценкам экспертов, выросла. Это связано с дефицитом провозных емкостей."
"Наша задача — поддерживать доступность перелетов в первую очередь на внутреннем рынке... В 2023 году программы субсидирования авиаперевозок продолжатся.
Если мы хотим сохранить полноценную российскую гражданскую авиацию в текущих условиях, то ничего плохого в частичном регулировании стоимости авиаперевозок, особенно по маршрутам первой необходимости и социально значимым маршрутам, мы не видим."
РОССИЙСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА
"Будем опираться на мнение экспертного сообщества и документы. Речь идет о комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Там планируется произвести свыше 1 тыс. самолетов. В том числе порядка 270 самолетов типа МС-21."
"Любая техника, даже не авиационная, имеет слабые и сильные стороны. Нужно постоянно ее совершенствовать. Происходит масштабный процесс импортозамещения. Отказ Запада от сотрудничества в авиастроении повлек за собой нечто важное — возрождение отечественной авиации."
"У нас есть опыт доведения… до ума многих типов воздушных судов. Это Ту-204/214, Ил-96 с двигателями ПС-90. Это самолет Ан-148, который тоже в начале эксплуатации имел очень низкие характеристики надежности. Примерзали двери, люки, пассажиры не могли выйти из самолета после замерзания дверей и люков. Это и самолет Superjet 100. По опыту могу сказать, что на это требуется несколько лет от начала эксплуатации.
Компании с нашей техникой будут конкурентоспособны на международном рынке. А что касается внутренних перевозок, то об этом вообще речи не должно идти. Надо летать на своих самолетах и вертолетах."
ИНОСТРАННЫЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА
"С учетом запаса их [самолетов западного производства] ресурса и технических работ по поддержанию летной годности до 2030 года спокойно можно летать. Но с налаживанием серийного производства самолетов Superjet New, МС-21, других самолетов отечественного производства, конечно, будет постепенное вытеснение западных самолетов. Будем переходить на свою отечественную технику, заново создавать свой воздушный флот."
"У некоторых авиакомпаний есть предпосылки к приобретению самолетов западного производства со вторичного рынка. В сложившихся условиях, пока не начнется серийное производство отечественных самолетов, в этом нет ничего предосудительного. Но речь идет не о магистральных, а больше о региональных импортных самолетах."
"Поэтому в этом секторе, пока не начнут серийно производиться самолеты ТВРС-44 "Ладога", можно разрешить в ограниченном количестве ввоз импортных воздушных судов. Самое главное, чтобы этот процесс был регулируемым.
"Аэрофлот" действительно заказал большое количество самолетов [российского производства]. Поэтому другим перевозчикам надо летать пока на том парке, который есть. Может быть, кто-то проведет диверсификацию, изменит свою маршрутную сеть, перейдет на другие типы воздушных судов. Потому что "Аэрофлот", скорее всего, не перейдет на небольшие региональные самолеты. Но у нас страна большая, работать авиации есть где."
"На самом деле [государство спасает] не только "Аэрофлот". Те меры поддержки, о которых мы говорили [выделено более 172 млрд руб. в 2022 году], были предоставлены большому количеству авиакомпаний. Господдержка выделялась в зависимости от налета, перевозки пассажиров, пассажирооборота. "Аэрофлот" — традиционно наша ведущая авиакомпания. И она привлекает, наверное, наибольшее внимание. Особенно группа компаний "Аэрофлот", в которую входят также "Победа" и "Россия"."
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
"Есть уполномоченные ведомства, которые занимаются этими вопросами [расследования о подозрении нескольких бывших сотрудников Росавиации в коррупции]. Мы им оказываем полное содействие. Есть меры, которые в целом принимаются в федеральных органах власти и в том числе в Росавиации. Сейчас внедряется новая информационная система "Посейдон", которая будет использоваться для анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе, а также для проведения проверочных и иных мероприятий в области противодействия коррупции."
ЗАДАЧА АЛЕКСАНДРА НЕРАДЬКО
"До 2019 года у меня была мечта доработать до того, чтобы каждый житель нашей страны имел возможность хотя бы один раз воспользоваться услугами гражданской авиации и совершить полет в тех или иных целях на самолете или вертолете. Очень рассчитывал, что мы достигнем рубежа перевозок в 200 млн человек. И к тому были очень хорошие, твердые предпосылки. Но история намного многообразнее, чем то, что может предположить человек. После успешных лет развития последовала пандемия, которая отбросила всю мировую гражданскую авиацию по крайней мере на пару лет назад. Потом известные события 2022 года.
Если говорить о перспективе сегодняшнего дня, своей задачей вижу преодоление последствий санкций. Надо думать, конечно, о будущем."
"В этом году, 16 февраля, будем отмечать 50 лет с момента создания единой системы организации воздушного движения в стране. Развитие инфраструктуры продолжается. Строятся и реконструируются аэропорты, посадочные полосы, аэровокзалы. Через два-три года увеличится количество реконструированной и вновь построенной инфраструктуры. Получат дальнейшее развитие беспилотные авиационные системы. Будут первые серийные экземпляры новых российских самолетов. Продолжатся поставки вертолетной техники, которые и не прекращались. Будут работать наши учебные заведения."
Ссылки по теме
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators