Сможет ли воздушный транспорт достичь уровня безубыточности в 2021 году?

IATA 2021 forecast
:: International Air Transport Association

В самом конце октября Международная ассоциация воздушного транспорта IATA опубликовала прогноз, сможет ли отрасль воздушного транспорта достичь в 2021 г. уровня безубыточности. Результаты выглядят неутешительно.

Как следует из диаграммы, в 2020 г. средняя доходная ставка (то есть доходы на располагаемый кресло-километр, RASK) составила 7,40 американских цента, тогда как расходная ставка (расходы на располагаемый кресло-километр, CASK) достигла 10,46 цента.

Прогноз IATA базируется на следующих предположениях:

1. Медленный рост стоимости авиатоплива в 2021 г. приведет к росту расходной ставки на 0,04 цента.

2. Снижение удельных расходов на персонал позволит снизить расходную ставку на 1,48 цента.

3. Расходы на техническое обслуживание, инфраструктуру и другие затраты не изменятся, но за счет роста пассажирооборота (ASK) расходная ставка снизится на 0,19, 0,29 и 0,67 цента соответственно.

Таким образом, IATA прогнозирует на 2021 г. общее снижение расходной ставки до 7,86 цента, то есть на 2,60 цента, или примерно на 25%, по сравнению с уровнем 2020 г. Это существенное снижение, однако его недостаточно, чтобы выйти на безубыточность, поскольку в 2021 г. IATA прогнозирует дальнейшее снижение доходной ставки с текущих 7,40 цента до 6,98 цента, то есть примерно на 6%.

Разумеется, сравнение средних по отрасли доходных и расходных ставок дает очень грубую картину, поскольку эти величины не только различаются для разных авиакомпаний, но и в каждой авиакомпании разнятся в зависимости от дальности полета. Кроме того, важно отметить, что в IATA представлена самая существенная доля мирового воздушного транспорта, но не вся отрасль. Например, в IATA не входят многие крупнейшие низкотарифные перевозчики, в частности европейские лоукостеры EasyJet, Ryanair и Wizz Air. Рекорд по минимуму расходной ставки сейчас принадлежит Wizz Air, в III квартале 2020 г. она составила 3,47 евроцента (по отчетности авиакомпании), или примерно 4,12 американских цента, что на 60% ниже средней расходной ставки IATA.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне ожидаемой общей убыточности отрасли воздушного транспорта в 2021 г. многие (но не все) авиакомпании-лоукостеры сохраняют возможности для своего дальнейшего развития и захвата новых рынков. При этом на ближне- и среднемагистральных маршрутах, где в основном и представлены низкотарифные перевозчики, цена билета становится для пассажира все более значимой, а бренд авиакомпании ― все менее значимым. То есть авиаперевозки переходят в разряд commodities ― недифференцируемых товаров широкого потребления.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2020 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.