Требуется выдержка

Некоторые типы бизнес-джетов ведут себя, как хорошее вино, — с годами их рыночная стоимость увеличивается, превышая цену нового самолета. По данным аналитического издания Vref Aircraft Value Reference, самолеты Challenger 300 и Global Express фирмы Bombardier, выпущенные в 2004-2005 гг., сейчас стоят дороже, чем в момент выхода с производства. Аналогичная ситуация сложилась с Gulfstream G550, произведенными после 2003 г., — их стоимость тоже превысила 100% исходной цены. То же самое и с некоторыми популярными типами Cessna Citation: модели CitationJet 2 "урожая" 2002 г. и XLS 2005 г. во II квартале продавались дороже, чем в момент первоначальной продажи.
Бесспорными лидерами по сохранению и наращиванию рыночной стоимости выступают самолеты Falcon 2000/2000EX производства фирмы Dassault. Модели Falcon 2000 не снижают свою цену по сравнению с новыми на протяжении шести лет, а Falcon 2000EX отличается самым большим повышением цены по сравнению с исходной (см. таблицу).
Причина сложившейся ситуации, очевидно, заключается в превышении спроса на популярные модели бизнес-джетов над их предложением. Так, поставка нового Gulfstream G550, заказанного в III квартале текущего года, состоится не ранее 2009 г. Размеры портфелей заказов на самолеты Bombardier, Cessna и Dassault Falcon позволяют продавцам подержанных машин диктовать свои цены на рынке.

Модель
Год выпуска
Соотношение цен, %
Относительная стоимость подержанных Falcon 2000/2000EX по сравнению с новыми
Falcon 2000
2000
102
2001
100
2002
100
2003
102
2004
102
2005
102
Falcon 200EX
2003
108
2004
106
2005
105
Источник: Vref.
В целом, по данным Vref за III квартал, бизнес-джеты с турбореактивными двигателями остаются сильнейшим сегментом рынка. Среди самолетов Cessna наибольшим спросом пользуются модели Sovereign, Excel и CJ1; цены на CJ2+ и CJ3 превысили 300 тыс. долл., дорожает и Citation X. В то же время продажи моделей Citation III, VI и VII идут не очень активно, не изменяются цены на Citation I, V и Ultra, а также CitationJets раннего выпуска. Снижается стоимость моделей Bravo и Encore.
Цены на самолеты Beechcraft и Premier производства Raytheon остались на прежнем уровне. Среди самолетов Bombardier сильным спросом пользуется Global Express, однако в III квартале повышения цен на него не обнаружено. Из-за большого портфеля заказов на новые машины дорожают Challenger 300 и 604. Цены на Challenger 601-1A и 601-3A остались неизменными.
Как уже было сказано, цены на Dassault Falcon 2000 зашкалили за стоимость новых машин, но тенденция III квартала, по данным Vref, идет в сторону их снижения. Впрочем, спрос на Falcon 2000EX очень жесткий, и его цена продолжает расти. Также большим интересом пользуется модель 50EX, а предложение на 900EX и 900C настолько скудное, что их цена, скорее всего, повысится. Вместе с тем для Falcon 900B наблюдалась тенденция к снижению цены.
Для продукции фирмы Gulfstream ситуация тоже разноплановая. Избыток Gulfstream IV привел к коррекции цен на него, тогда как модель IVSP пользуется устойчивым спросом и цены остаются стабильными. Высокий спрос на GV двигает вверх цены на недавно выпущенные машины, а что касается G550, здесь цену диктует продавец. Заметно снизились цены на Hawker 800 — модель 800XP пользуется пока достаточным спросом, но цены уже испытывают давление вниз. Большой спрос наблюдается на модели, оснащенные современным комплексом пилотажно-навигационного оборудования ProLine 21.

Турбовинтовые пока держатся
Сейчас нет достоверного ответа на вопрос, насколько радикальных изменений на рынке турбовинтовых административных самолетов можно ожидать в связи с массовым распространением реактивных самолетов очень легкого класса (VLJ). Теоретически реактивные VLJ могут составить серьезную конкуренцию турбопропам, но пока никакого давления на рынок с их стороны не наблюдается, считают специалисты Vref. Действительно, объем заказов на Eclipse превысил 2400 единиц, однако потребуются годы, прежде чем такое количество ВС будет поставлено. Разумеется, можно ожидать, что некоторые из нынешних покупателей самолетов King Air или Pilatus отдадут предпочтение VLJ, но другие заказчики, напротив, останутся верными турбопропам благодаря их характеристикам. Так или иначе, аналитики Vref прогнозируют, что самолеты VLJ составят заметную конкуренцию турбопропам, а самолеты вроде одномоторного турбореактивного Diamond D-JET могли бы даже переманить какое-то количество покупателей двухмоторных поршневых самолетов.
По итогам III квартала рынок турбовинтовых машин отличался большой стабильностью. Никаких заметных изменений цен не произошло. Сохранялся довольно сильный спрос на самолеты Beechcraft. Цены на King Air C90, 100 и 200 были стабильны, некоторое повышение отмечено для моделей E90, F90 и 350, что привело к их небольшому удорожанию, а самым большим интересом пользовался King Air 300.
Среди самолетов других производителей очень высокий спрос наблюдался на самолеты Cessna Caravan недавнего года выпуска, росла стоимость и на Pilatus PC-12. Цены на остальные машины в III квартале более или менее сохранились.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.